Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Социализация дошкольников средствами музыкального искусства

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Капаклы Инна Анатольевна

Музыкальный руководитель
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение, детский сад № 4,

город Саки, Республика Крым, Россия.

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста средствами музыкальной выразительности. Представлен обзор видов деятельности на музыкальных занятиях, и их влияние на формирование личности ребенка.

Ключевые слова:

Социализация; личность; творчество; адаптация; самовыражение; развитие.

«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А.Сухомлинский

Мир вокруг нас такой многообразный и быстро развивающийся и что порой не легко соответствовать его требованиям и стандартам. Свои условия диктует социальная культура, которой всё больше нужны самостоятельные, решительные люди с сильной волей, те, которые имеют свое мнение, могут его выразить и отстоять, ценится способность проявлять инициативу. В то же время, наполненность души тоже должна соответствовать высокому уровню развития. Поэтому предлагаю поразмышлять о вопросе социализации личности.
Социализация по определению - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. [1, с. 36]

Я, как человек творческий, понимаю, что очень важную роль в развитии полноценной личности играет музыка. С одной стороны – музыка, которую мы слушаем – это отражение нашего внутреннего мира, с другой стороны, то что мы слушаем – влияет на формирование внутренних качеств, и как доказали ученые – музыка влияет и на наше развитие и состояние как духовное так и физическое.

Музыка сопровождает человека с первых дней его жизни. Колыбельные пропетые матерью удивительным образом могли убаюкать, утешить малыша. С течением времени меняются и музыкальные приоритеты человека. Но многое зависит от взрослых людей, принимающих участие в воспитании человека, что мы предложим послушать малышу, и каким примером для него мы являемся. Наивная детская душа ищет мира и тепла; чудесной, доброй сказки; радости и счастья. И все это ей может дать музыка. В детском саду, музыкальные занятия проводятся во всех группах, начиная с ясельной, и заканчивая подготовительной к школе группе. Когда дети, ясельной группы, только начинающие посещать садик, приходят на музыкальное занятие – можно наблюдать за их реакцией и изменением и настроения и поведения во время звучания и исполнения песен и музыкальных игр. Ребенок чувствует доброту и положительный настрой в музыке, и непременно откликается на него. Некоторые дети замкнуто себя ведут в группе, плачут, просятся домой, а на музыкальных занятиях раскрепощаются, и видя восторг на их лицах – удивляешься силе музыки! К тому же, музыка помогает их развитию и адаптации в новой среде.  

Подрастая, ребенок усваивает навыки и приобретает опыт в пении, в исполнении движений, а также во взаимодействии со сверстниками. Кроме этого, я, как музыкальный руководитель стараюсь привить детям интерес и любовь к музыке  русских и зарубежных композиторов, а также к народному творчеству. На занятиях  активно используются русские народные песни, потешки, хороводы и игры. Наша цель разглядеть и помочь проявить и развить творческую искру, и постараться сделать это, принимая во внимание возрастные особенности, а также интересы и переживания детей.

Музыка притягивает человека, и я убеждена, что ребенок должен с радостью идти на музыкальные занятия, где через средства музыкальной выразительности он будет учиться мыслить, ощущать, сопереживать ощущениям других, и таким образом раскрывать себя и свою душу. Ребенку нужно помочь научиться понимать свои чувства и управлять ими. А результатом этой творческой деятельности при соприкосновении с музыкой является преобразование личности в яркую индивидуальность. Возможно, именно при соприкосновении с прекрасным миром музыки ребенок ощутит свою значимость, научится быть толерантным, ответственным, трудолюбивым.

Ведь каждый вид деятельности на музыкальных занятиях чему-то учит маленького члена общества. Слушая музыку, дети погружаются в мир, созданный композитором и преобразуют его в своем сознании в понятный для них образ. В пении ребенок непосредственно приобщается к музыкальной деятельности, пробует себя в роли исполнителя. И помимо развития музыкальных способностей, у детей развивается память, они учатся владеть актерским мастерством. А исполнение танцевальных композиций и игра на музыкальных инструментах учит детей пониманию своей значимости с одной стороны, и важности взаимодействия с окружающими – с другой стороны. В работе с детьми иногда проблемой является дисциплина в группе, но и в этом случае при помощи музыки и игрового момента можно наладить контакт с детьми и вернуть их внимание. На занятиях у нас действует негласный договор, когда я исполняю на фортепиано незатейливую мелодию, дети выполняют то или иное действие: одна мелодия «говорит» нам о том, что сейчас все присаживаются на стульчики, другая мелодия «зовет» нас танцевать, под звуки третьей мелодии – мы берем в руки реквизиты для танцев, игр и т.д. Дети с радостью и активно реагируют и выполняют музыкальную «просьбу». Эта практика активизирует восприятие музыки, а также помогает детям почувствовать себя важными и компетентными, ведь они понимают «язык музыки». Важно, чтобы это всё происходило естественно и не принужденно, ведь ребенок учится играя.

Не многие из моих воспитанников в будущем выберут музыкальную сферу деятельности, как основную для своей жизни, но для меня будет ценно, что я помогу им стать настоящими личностями, людьми отзывчивыми, гуманными, но в тоже время с активной жизненной позицией, людьми, которые в обществе смогут быть полезными.

Список литературы:

  1. «Краткий словарь основных понятий по социологии», НОВОСИБИРСК 2009
Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 4, г. Саки, Республика Крым, Россия
Дата публикации: 22.07.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Капаклы И. А. Социализация дошкольников средствами музыкального искусства // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/73279-sotsializatsiya-doshkolnikov-sredstvami-muzykalnogo-iskusstva (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию