конспект урока Оборудование для рисования и работа с ними. Способы проведения линий и штрихов
Оборудование для рисования и работа с ними.
Способы проведения линий и штрихов.
План
- Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности
- Виды штриховки в рисунке
- Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности
Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий — доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения.
Карандаши. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах — из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней — из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.
В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25—30 мм и обнажают графит на 8—10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).
Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом — колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1—8 — тонкие, № 8—16 — толстые.
Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12—14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
Еще до начала занятия заведующий смотрит, какая заготовлена бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа).
Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист — он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.
При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти — флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.)
Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок — гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные — гуашь.
Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.
Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.
Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок.
Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство — прозрачность. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая — в плитках, полумягкая — в фарфоровых формочках и мягкая — в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках).
Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом. Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель — толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу.
Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки — сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10—12 см и диаметром 5—8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,— обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок — грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски — ангобы.
Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь.
Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы — обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.
Для занятий лепкой нужны пластические материалы — глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина.
В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке.
Как заготовить глину для лепки. Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу.
Пластилин — искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла.
У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов— 18 см).
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона — более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.
- Виды штриховки в рисунке
Виды штриховки.
Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа. Ниже я расскажу о восьми видах штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке:
- Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.
- Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».
- Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».
- Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.
- Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.
- Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.
- Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.
- Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.
При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.
Соединение линий штриха в единое целое.
В рисунке часто приветствуется короткий штрих, который можно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать, например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяются в блок. В таблице ниже, я привёл пример того, как это можно сделать:
Сочетание широких и острых линий штриховки.
Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетание работы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е. широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используется каждый из этих подходов — как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха:
Первый способ. Широким штрихом можно сделать основу рисунка — первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.
Второй способ. Соседство широкого и острого штрихов создает интересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можно прорабатывать массу листвы в кроне дерева.
Третий способ. Мягкие материалы тканей, мех, листва… — прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальность такой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла, гипса и т. д. Т. е. там где нужна чёткость и жесткость.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мазурова К. И. Оборудование для рисования и работа с ними. Способы проведения линий и штрихов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/74632-oborudovanie-dlya-risovaniya-i-rabota-s-nimi-sposoby-provedeniya-linij-i-shtrikhov (дата обращения: 22.12.2024)- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ РАБОТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Латын әліпбиі: әлемдік ақпараттық кеңістікке кіру
- Методика использования активных форм познавательной деятельности при проведении занятия-путешествия по теме: Кубанский курень
- В гости к Агнии Барто
- Пожарный - профессия героическая
- Инфаркты и инсульты. Оказание первой доврачебной помощи
- Масленица в начальной школе