Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Интерактивные приемы развития устной речи на уроках

Содержит презентацию

Пылёва Дина Салимовна, учитель русского языка и литературы. МАОУ СОШ №48 города Тюмени имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева.

Что за время такое настало? Одни с трудом находят себе применение и теряются в реалиях современной жизни. Другие, наоборот, полны энтузиазма от новых возможностей, которые открывает перед нами мир. Чем объясняется такая полярность? Все просто! Настало время перемен! Где-то, может, еще и встречают по одежке, но все чаще на первый план выходят наши мысли: как мы их выражаем? есть ли в них смысл, или это всего лишь набор слов? как проявляется в наших мыслях характер, мировоззрение, жизненная позиция? Новые потребности рождают новые идеи.

Тема моего сегодняшнего семинара «Интерактивные приемы развития речи на уроке». Слайд№1.

Все началось, когда нынешние одиннадцатиклассники учились в 7 классе. Слайд№2. Тогда на параллели мы решили объединить усилия всех предметников в том, чтобы развивать какое-то одно УУД, которое позволит выпускникам успешно написать сочинение и изложение. Так, изучив кодификаторы ОГЭ по всем предметам, мы увидели, что развитие связной речи, умение аргументировать, анализировать есть во всех кодификаторах. Значит, умение излагать мысль – это метапредметный результат. Два раза в неделю (на всех уроках) дети работали с тезисами, учились находить тему и микротемы. Если в 7 классе работа с тезисами, аргументами давалась сложно, то к 9 классу результат заметно улучшился.

Сейчас работа по развитию письменной речи идет более организованно, систематически. Устной речью занимаются попутно, чаще на уроках развития речи. А между тем в практической деятельности человека устной речью приходится пользоваться значительно чаще, чем письменной. Цель данного проекта: развить как устную так и письменную речь каждого
ученика через интерактивные приемы работы на уроке.

Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями современного общества. Внедрение ФГОС.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

- является средством познания (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);

- является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения (т.е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т.д.);

- используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;

- является средством общения.

Очередное новшество в сфере школьного образования – вводится устное собеседование по русскому языку. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.

Кроме того, устное собеседование позволит:

  • проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;

Задание № 3

Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:

  • Монолог-описание по предложенной фотографии.
  • Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.
  • Монолог-ответ на поставленный вопрос.

На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут

Для того чтобы к девятому классу ученики умели излагать свои мысли как  устно, так и письменно, на уроках мы используем следующие приемы: Слайд №3.

Самыми продуктивными приемами работы над устной речью на сегодняшний день  являются прием 6 шляп мышления. Слайд№4. Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области  мышления Эдвардом де Боно.

Примеры из литературы и из русского языка. Слайд№5.

  • В основе приема Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. 

   Еще один прием, который легко дается школьникам  - «Формула-ПОПС». Создателем этого приема является профессор права Дейвид Маккойд Мэйсон из ЮАР. Перевел ее на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР Санкт-Петербургского института права.

Вот как выглядит данная формула: Слайд№6.

 

Представьте, что вы ищите работу, вам нужно на собеседовании рассказать о себе. С чего вы начнете? Попросить коллег порассуждать

Далее показать возможный вариант ответа.

На примере  9 и 11 классов.

СЛАЙД№7.

ПОПС - интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.

  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Данные приемы используется нами часто на уроках русского языка. На слайде №8 вы можете увидеть результаты качества знаний в диаграммах.

Если на первых уроках у детей это вызывало затруднения, то на сегодняшний день дети правильно и четко излагают свою мысль.

Слайд №9. В конце каждой четверти у нас проходит защита проектов, на которых дети как в устной так и в письменной форме демонстрируют свои знания по определенной теме..

Как данный проект реализуется во внеурочной деятельности??

С этого года в нашей школе ведется проект «Школьное радио». На переменках дети в свободной форме пользуются микрофоном, демонстрируя свои умения красиво, четко, грамотно излагать свои мысли. Иногда школьникам приходится импровизировать и в этом им помогает развитая устная речь.

Также у нас  активно действует проект школьной газеты «Ветер перемен». При разработке еженедельных выпусков, участникам проекта (интервьюерам) предлагается  брать интервью, где, безусловно, нужно проявить свои способности в умении правильно излагать свои мысли, правильно составлять вопросы и, конечно же, написание статей.

Применение на уроках обучающих структур сингапурской методики обучения

Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, № 30(а). Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 35(б) с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
учитель русского языка и литературы
Дата публикации: 15.10.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Дина С. П. Интерактивные приемы развития устной речи на уроках // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/75375-interaktivnye-priemy-razvitiya-ustnoj-rechi-na-urokakh (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию