Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Профессиональные и психолого-педагогические качества концертмейстера

 «Профессиональные и психолого-педагогические качества концертмейстера»

«Среди музыкантов-пианистов профессия «концертмейстер» считается самой распространенной. Различные образовательные учреждения (центры досуга, детские школы искусств, общеобразовательные школы, высшие учебные заведения и т.д.) не могут осуществлять свою деятельность без квалифицированных работников в данной профессиональной области. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия по хореографии и ритмике, репетиции и выступления солистов оперы, балета также сложно представить без концертмейстера». [5]

В повседневной жизни я немало раз слышала вопрос: «А кто такой концертмейстер?» Для многих людей, как не странно, данная профессия малознакома. Поэтому спешу познакомить вас с ней, и разобраться с тем, какие профессиональные и психолого-педагогические качества присущи концертмейстеру. Это, конечно же, будет важно знать самим музыкантам-пианистам, работающим в этой сфере или планирующих «окунуться» в неё.

«Концертмейстер - это пианист, который помогает инструменталистам, вокалистам, артистам балета, опер и др. разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах» [1].

«Не редко концертмейстера называют аккомпаниатором, но термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хоть их часто применяют как синонимы.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество исполнения музыкального ансамбля, знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и они практически не делимы друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы; термин же «аккомпаниатор» в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так, В. Чачава в предисловии к книге о
Дж. Муре пишет: «Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова - он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях» [2].

Конечно, мне встречались люди, которые более заинтересованы в моей профессиональной деятельности. И вопрос «кто же такой концертмейстер» дополняли еще одним: «А в чем заключается работа концертмейстера?»

«Концертмейстер-аккомпаниатор сопровождает выступление солиста. На репетициях они вместе занимаются разработкой художественной концепции и уточнением всех нюансов исполнения. 

Работа концертмейстера заключается не только в виртуозной игре. Также он должен оказывать помощь солистам оперы в изучении их партий, тщательно контролировать уровень качества исполнения. Если появляются сложности, он обязан подсказывать и корректировать недочеты. Словом, концертмейстер – это не простой музыкант. Ему нужно быть еще и педагогом, психологом и хорошим организатором» [3].

 «Среди современных музыкантов существует некий стереотип о концертмейстере. Считается, что игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства, но это невероятно ошибочное заблуждение. Работа концертмейстера нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролируя при этом качество исполнения; при возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. От мастерства и вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние солиста.

Главное (профессиональное) качество концертмейстера - общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Мобильность, скорость, активность также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.

Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором; впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента» [5]. «Не напрасно многие вокалисты ищут «своего» концертмейстера и годами работают с одними и теми же партнерами» [4].

Углубляясь в особенности данной профессии, можно отметить, что творческая деятельность концертмейстера состоит из двух составляющих: рабочий процесс и концертное исполнение.

I. Рабочий процесс можно разделить на четыре этапа:

  • Работа над произведением в целом
    • произведение охватывается полностью;
    • создается целостный музыкальный образ;

Задача концертмейстера на этом этапе заключается в том, что ему необходимо при зрительном прочтении нотного текста создать музыкально-слуховые представления и претворить их на инструменте. Если сказать проще, - смотря в ноты понять замысел композитора в данном произведении и его озвучить. Что бы этого достичь, в музыкальность концертмейстера должно входить: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальное мышление и воображение, музыкальная память, эмоционально-волевые качества.

  • Индивидуальная работа над партией аккомпанемента
    • разучивание аккомпанемента (фортепианной партии);
    • отработка трудностей (аккорды, пассажи, гармонии…);
    • правильное исполнение мелизмов, форшлагов;
    • подбор удобной аппликатуры и ее заучивание (в сложных местах или при необходимости);
    • соблюдение единого темпа;
    • работа над динамикой и фразировкой;

На этом этапе концертмейстер должен владеть основами фортепианной культуры.

  • Работа с солистом
    • безупречное владение аккомпанементом;
    • совмещение музыкально-исполнительских действий;
    • наличие интуиции;
    • знание партии партнера (солиста, инструменталиста);
    • по отношению к солисту (вокалисту), концертмейстер на втором плане;

На этом этапе концертмейстеру важно слушать и слышать своего партнера, помогать ему, но не сбивать и не мешать несобранностью или не знанием нотного текста. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

  • Репетиционное исполнение произведения целиком
    • создание музыкального исполнительского образа на основе собственной трактовки произведения;

Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой концертмейстера на концертное выступление и служит, по сути, первым репетиционным исполнением произведения целиком.

II. Концертное исполнение – итог проделанной работы, целью которой является раскрытие музыкально-художественного замысла произведения на высочайшем уровне исполнения.

Концертмейстеру (и солисту) необходимо:

  • быть собранным эмоционально и физически;
  • уметь владеть собой на сцене;
  • любить исполнительскую деятельность и совершенствоваться в ней;

Конечно, без профессиональных качеств работать в этой сфере невозможно, так же, как и без психолого-педагогических. В них входит: внимание, память, чуткость, самообладание, мобильность реакции, умение вести за собой, коммуникабельность, педагогический такт и чуткость, а также выдержка и воля. Чтобы быть концертмейстером, необходимо иметь этот минимум в себе. И тогда работа будет приносить свои плоды для вас и ваших близких.

К профессиональным качествам можно отнести техническое владение инструментом, навык читки с листа, понимание основных дирижерских жестов и приемов, умение транспонировать, импровизировать и подбирать по слуху.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод. Концертмейстер – это уникальный музыкант. «Ему нужно быть еще и педагогом, психологом и хорошим организатором» [6].

Пианист, который решил вступить на путь концертмейстерства, должен отказаться от своего пианистического «эго». Должен осознать и принять свою роль – роль «второго плана», но которая расценивается не только как фон, но и как опора, фундамент в совместном музицировании.

Конечно же, концертмейстер должен постоянно заниматься самообразованием, интересоваться новой, неизвестной музыкой, посещать концерты, и очень важно - воспитывать в себе современного музыканта-концертмейстера широкого профиля.

Ссылки на источники:

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
концертмейстер ГАПОУ КИПК г. Клинцы
Соавтор:
Дата публикации: 15.02.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сковпень А. В. Профессиональные и психолого-педагогические качества концертмейстера // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/81132-professionalnye-i-psikhologo-pedagogicheskie-kachestva-kontsertmejstera (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию