Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Формы работы с детьми дошкольного возраста по обучению рисованию предметов нетрадиционными техниками

В дошкольной педагогике применяются разнообразные формы работы с  детьми по обучению  рисованию.

Для того чтобы дети усвоили основные компоненты изобразительной грамоты, важно осуществить комплексный и системный  подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы формы,  методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.

 Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

- занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

-занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познание и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

-занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта различна на разных этапах обучения. Обще-дидактические методы обучения соотносятся к типам занятий: информационно-рецептивным - к занятиям по сообщению новых знаний; репродуктивным – к занятиям по упражнению и применении знаний и умений, частично поисковым (эвристическим) и исследовательским – к творческим.

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей.

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду:

-по содержанию изображения (предметное, сюжетное, декоративное);

-по методу (способу) изображения (по представлению, по памяти, с натуры);

-по характеру выбора темы - на тему, предложенную воспитателем, на свободную тему, тему выбранную ребенком (по замыслу);

-по источнику тем замыслов – занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения), на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Занятия, выделенные по методу, способу изображения, - представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность «по представлению» строится в основном на комбинаторной  деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. У детей изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который они воспринимали, запоминали и пытались как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления. Все эти виды занятий организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, поэтому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдение за окружающим миром; знаний, полученных из книг, телевизионных передач; общение со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства. Такой вид изображения наиболее естествен, характерен для дошкольного возраста. Это объясняется общими особенностями психического развития детей, в частности живостью, подвижностью воображения, их эмоциональностью при одновременной слабой переключаемости внимания.

Приоритетность изображения по представлению можно объяснить и ведущими мотивами изобразительной деятельности детей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, динамичен, связан с впечатлениями, с чувствами.

Изображение с натуры и по памяти (отвечают более узким задачам) – в основном с учебными мотивами, которые начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления самостоятельности и творчества.

Занятия изобразительной деятельностью «по представлению» могут быть разных типов, соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различной. Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жизни. Поэтому создаваемый образ в представлении ребенка будет «живым», действующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно созданная ребенком выразительность образа.

Непосредственно на занятии следует формировать у детей изобразительное представление. Если это предметное рисование, то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов. При этом очень важно  обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полученными предварительно.

При анализе детских работ обязательно следует обращать внимание на выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразительности от усваиваемых способов изображения и способов действия.

Изображения по литературным и музыкальным произведениям – это всегда изображения по представлению. К занятиям  по представлению относятся и занятия «по замыслу». Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы детей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зрелой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей. Старшие дети могут заранее готовить материал к занятию в соответствии с оформляющимся замыслом. Эти дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге  какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Для рисования по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные.

Важно, чтобы объект изображения был чем-то выразителен, отличался от других, запоминался (формой, цветом, величиной). В процессе наблюдения следует предлагать детям увидеть, запомнить какие-то детали, особенности предметов. На самом занятии надо дать возможность вспомнить(каждому про себя, может быть, закрыть глаза)  и представить картину, предложить подумать, с чего начать. После рисования, при просмотре рисунков главным образом обращается внимание на качество запоминания и исполнения образа. Анализ с детьми можно начать в группе, а затем на прогулке его можно продолжить, сравнив рисунок с натурой.

Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалось в дошкольной педагогике.

Ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы.

Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке. Учить детей сравнивать полученное изображение с натурой в процессе изображения. Общий смысл таких занятий – в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Одним из важных является вопрос о подборе натуры для рисования. Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта. Ее устанавливают на уровне глаз или чуть выше.

Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения. Анализ детских работ предполагает оценивать их выразительность и точность передачи особенностей натуры. При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества в начале и в процессе занятия.

Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых натюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них больший интерес и приближается по своей сути, смыслу к деятельности взрослых.

Рисование с натуры натюрмортов желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этого жанра. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делая ее более  осмысленной.

Кроме специальной образовательной деятельности по обучению рисованию целесообразно использовать следующие формы работы:

  Занятие – виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Такой вид экскурсии может помочь в решении проблемы эстетического воспитания и творческого развития дошкольников. Разрабатывая виртуальные экскурсии,  педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему.

 Разрабатывая виртуальные экскурсии, целесообразно учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим компоновать слайды с репродукциями сразу по возрастным группам. Некоторые произведения необходимо включать в качестве объекта изучения на разных возрастных этапах для того, чтобы обеспечить более глубокое  изучение отдельных сторон произведения, дополняя и расширяя уже накопленный опыт. В этом случае можно говорить о преемственности и последовательности освоения основ изобразительного искусства, поскольку возращение к предыдущему эмоционально-эстетическому опыту приводит к его закреплению и углублению.

     Занятие – беседа с использованием репродукций. Для приобщения дошкольников к живописи педагоги используют репродукции, реже картины. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репродукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно  рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими впечатлениями с другими детьми и педагогами. Такой вид занятий отчасти становится ограниченным в плане вариативности содержания демонстрируемых произведений и их художественно-изобразительного своеобразия.

     Занятие-беседа может быть:

- самостоятельной формой педагогического процесса, когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предлагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей;

- составной частью другого занятия, например,  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности ( педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна  и многогранна);

- формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным.

     Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественно-изобразительных образов живописи. Это лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Для изучения специфики произведений живописи требуется несколько иная атмосфера, не исключающая игровых приемов, но не превращающая занятие в шоу.

     При анализе произведений живописи можно использовать определенную схему. Учитывая многожанровость этого вида искусства, необходимо выделить специфические особенности ознакомления с каждым жанром произведений живописи.

Экскурсия – одна из распространенных  форм ознакомления с искусством. Во-первых, в ходе экскурсии дети имеют возможность непосредственно воспринимать произведения живописи. Это оказывает на них большое эмоциональное воздействие. Во-вторых, на выставке можно увидеть такие произведения, репродукции которых не всегда имеются в арсенале дошкольного учреждения. В- третьих, сама атмосфера музея ни с чем не сравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учреждениях.

Так же актуальна самостоятельная художественная деятельность, она может быть различной по содержанию.

Самостоятельную изобразительную деятельность можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель ( определяет тему изображения), средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Если соотнести самостоятельную изобразительную деятельность и изобразительную деятельность на занятии, то смысл последней, в конечном счете, заключается в формировании у детей самостоятельности, в отражении своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становление личности.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей  неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы.

Занятия имеют определенное строение (структуру), которое во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результата – необходимое завершение практической и учебной деятельности на занятии.

Окончание занятия посвящено подведению  итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей  детей, от сложности учебной задачи.

Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями.

Доктор педагогических наук И.Я.Лернер предложил систему обще дидактических (применимых к любому содержанию) форм обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но и развитие познавательных способностей учащихся и их творческий потенциалов, эмоций, интересов. Применительно к изобразительной деятельности используются формы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Ведущее значение имеют наглядные, так ка они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядно-образного отражения окружающего мира.

Предпочтение отдается наблюдению и обследованию. Цель  сенсорного воспитания – формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств – важная форма обучения дошкольников. Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы. Картина дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

Одна из форм работы с детьми – беседа – диалогический метод обучения. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что  уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Кроме вышеназванных форм работы в руководстве предметным рисованием следует как можно шире применять игровые приемы обучения. Музыка, художественное слово, элементы сказок, потешек, загадок позволяют интересно предложить тему, вызвать у ребенка соответствующие чувства,  «разбудить» воображение, обострить воспитание, повысить его интерес к процессу и результату деятельности.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Прием обыгрывания предметов (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного материала. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать.

Другой прием – обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно - изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.

Замечательную идею о необходимости рационального сочетания форм обучения развития творчества, на любом занятии выдвинула и сформулировала талантливый ученый, педагог Е.А.Флерина, которая отметила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а в каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.

Применительно к предметному рисованию нетрадиционными техниками при изображении многочастных предметов процесс обследования и поиска способа изображения строится при максимальной активизации опыта детей. В этих случаях полезно выявить индивидуальный опыт детей для того, чтобы помощь педагога была разумной. Обучая детей в системе, педагогу необходимо по возможности выявлять интеллектуально- эмоциональный, изобразительный опыт детей перед предстоящим рисованием.

Особое место среди форм работы с детьми занимают дидактические игры.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.

Е.И.Тихеева напрямую ставила эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться во времени, расстоянии, пространстве.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей.  Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.

В современном детском саду стали широко использоваться мультимедийные системы для просмотра слайдов и презентаций, что позволяет расширить кругозор детей.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников упражнений и игр, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей и специальной направленности.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель  выполнения рисунка, обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности  художественно- творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Таким образом, раскрывая тему дипломной работы, мы понимаем ее актуальность.

     Вывод: таким образом, знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования помогает им войти в мир прекрасного, увидеть и  почувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, повышает эмоционально-эстетическую культуру.  Ребенок обогащает свой внутренний мир, развивает воображение, чувства. У него развивается эмоциональное восприятие, формируются художественные способности, развивается отзывчивость на произведения искусства. На занятиях по изобразительной деятельности развиваются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями  в процессе выполнения работы. В результате овладения приемами нетрадиционных техник в рисовании у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности. Для усвоения детьми основных компонентов изобразительной грамоты важно осуществлять комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Поэтому педагогам целесообразно использовать разные формы работы по обучению детей предметному рисованию, что позволяет эффективно работать в данном направлении

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
ГБОУ школа№1619 им.М.И.Цветаевой Воспитатель
Дата публикации: 29.02.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Хоханова Е. Ю. Формы работы с детьми дошкольного возраста по обучению рисованию предметов нетрадиционными техниками // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/81645-formy-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-po-obucheniyu-risovaniyu-predmetov-netraditsionnymi-tekhnikami (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию