конспект урока Творческое проектирование на уроках технологии как средство развития познавательных УУД младших школьников
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
С учётом требований ФГОС основного общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. В ходе творческой и исследовательской деятельности у детей не только развиваются качества творца и созидаются новые общественно значимые ценности, но и осваиваются способы овладения данным видом деятельности, и проектная деятельность играет здесь не последнюю роль.
Развитие познавательных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой различных педагогических условий.
Педагогические условия являются одним из наиболее важных элементов развития познавательных УУД у младших школьников.
Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при выполнении творческих проектов зависит от наличия и успешности реализации следующих педагогических условий:
- мотивация младших школьников к выполнению творческих проектов; - включение обучающихся в выявление творческой проблемы, целепологание и планирование деятельности;
- включение младших школьников в поиск необходимой творческой информации, ее анализ и структурирование;
- знакомство учащихся с логикой проектной деятельности;
- организация деятельности в процессе выполнения творческого проекта;
- включение в выбор продукта творческого проекта, его презентацию, рефлексию проектной деятельности и пр.
Т. Е. Смыковская к основным принципам творческих проектов относит:
1. Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
2. Принцип пошаговости. Природа творческих предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него - к программе действий и ее реализации.
3. Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.
4. Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели.
5. Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Таким образом, технология реализации творческих проектов с младшими школьниками включает главную идею проекта, которая обусловлена тематической областью, основные функции, типы проектов, этапы структурирования творческого проекта, основные принципы реализации творческих проектов.
Четкость организации коллективной проектной деятельности на уроках технологии определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.
Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Наиболее эффективны следующие формы организации коллективной проектной деятельности учащихся: «Исследовательская работа учащихся в группах» и «Учимся вместе».
Коллективный проект по методике «Учимся вместе»(Разработан в Университете штата Минессота в 1987 г.).
Группа одного класса разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.
Проектная деятельность по методике «Исследовательская работа учащихся в группах».(Шломо Шаран. Университет Тель-Авива, 1976 г.).
Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий план действий и проектная карта, которые и подлежат презентации на уроке.
Таким образом, методика преподавания технологии предлагает нам такие виды проектов, как «Исследовательская работа учащихся в группах» и «Учимся вместе». Для проекта на уроке технологии характерны: взаимозависимость учащихся в процессе деятельности и общения; личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи своих товарищей; совместная творческая, производительная, познавательная и прочая деятельность учащихся; реализация социализирующих функций; общая оценка результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки особенностей общения учащихся и академических результатов.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Соболева Е. А. Творческое проектирование на уроках технологии как средство развития познавательных УУД младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/83524-tvorcheskoe-proektirovanie-na-urokakh-tekhnologii-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnykh-uud-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 15.11.2024)- Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на уроке музыки через игру на музыкальных инструментах
- Конфликты и их профилактика
- 5 советов приемным родителям: как пережить период адаптации ребенка в семье
- Тренинг коммуникативных компетенций. Я-высказывания
- Самоанализ воспитательной деятельности
- Огонь - друг и враг человека
- Людвиг ван Бетховен
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8959 пользователей.
Отзывы