конспект урока Алгоритм создания детского хорового коллектива
Хор – это организованный коллектив певцов, владеющими необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
В системе разнообразных хоровых коллективов значительное место занимают детские хоры. Они состоят из дошкольников или из школьников младшего, среднего либо старшего возраста, могут петь на один, на два, три, четыре или большее количество голосов, включать в свой состав юношеские группы, и т.д.
Но какими бы не были эти хоры по составу, принципы их организации и задачи, стоящие перед ними, имеют больше общего, чем отличий. Все они, прежде всего, решают задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно хоровое пение, как искусство истинно массовое воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство. Что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка. На его художественное развитие, воображение и чуткость.
Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие. Заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти важные задачи решаются только в крепко организованном хоре благодаря широкой учебно-воспитательной и образовательной деятельности и целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара. Понятно, что организационные вопросы работы хора имеют при этом исключительно важное значение.
Вся организационная работа хора определяется четким и конкретным планом. В этот план входят учебно-воспитательные, общественно-полезные и культурно-массовые мероприятия.
Учебно-воспитательная работа строится, исходя из общих задач воспитания, стоящих перед школой. Основное место здесь отводится репертуару, в процессе усвоения которого дети приобретают необходимые навыки и умения и получают нравственно-художественное образование. Руководитель хора подбирает такой репертуар, в котором постепенно усложняются задачи. И при этом учитывает психофизиологические возможности детей. В то же время работа над произведениями должна способствовать развитию всех эмоционально-творческих ресурсов каждого ребенка. Воспитывать и формировать художественные взгляды и высокий эстетический вкус, развивать музыкальный слух, память, эмоциональную отзывчивость. В планах усвоения репертуара должны быть намечены как коллективные задачи, так и индивидуальные, для каждого певца.
Общественно полезная работа включает прежде всего выступления хора в концертах проведение вечеров, посвященных знаменательным датам, творчеству того или иного композитора и т.д.
Хоровое пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребёнка, его общие и музыкальные способности, а также происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно-исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи. Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах, музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие.
При правильно организованной работе хорового коллектива, при развитом самоуправлении его участников создаются условия для выработки и проявления у них определённых норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремлённости, серьёзного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся. Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют свою специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей и их интересы. Отзывчивость души ребёнка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, больше, чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно дирижёру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально – технические, т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей на репетициях, существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразный художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути. Все хоровые занятия на первом этапе должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к её создателям. Очень важно воспитать у детей любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать, прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников, сопереживателей музыки. Работу с младшим хором надо всячески разнообразить.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бобкова Ю. А. Алгоритм создания детского хорового коллектива // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/85739-algoritm-sozdaniya-detskogo-khorovogo-kollektiva (дата обращения: 22.12.2024)- Ата-аналар жиналысы
- Учим куклу Катю умываться и мыть руки
- Снижение негативных форм поведения учащихся с ОВЗ на уроках физической культуры
- Конспект урока
- Мой дом - Ямал
- Доклад Работа с детьми с девиантным поведением
- Как и чем занять ребенка на самоизоляции
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3558 пользователей.
Отзывы