конспект урока Развитие мотивации на уроках биологии, географии
Развитие мотивации на уроках биологии, географии
(из опыта работы учителя биологии и географии Хамидуллиной Р.Х.)
«Если нельзя, но очень хочется, то можно». Знакомая поговорка? Обычно ее понимают в том смысле, что при сильном желании запреты нарушать допустимо. Не совсем красиво, правда. Точнее, как-то незаконопослушно. Но «нельзя» означает не только «запрещено», но и «невозможно». И если поговорку понимать именно в этом смысле, то она объясняет силу мотивации. В самом деле, стоит только по настоящему захотеть, как становятся достижимыми самые фантастические цели.
А «современные дети не хотят учиться», то есть, у них нет мотивации.
Как изменить ситуацию?
Есть два возможных пути:
- первый – заставить детей хотеть (Заставить хотеть трудно, неприятно обеим сторонам, но возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика. На этом пути главное – неусыпный контроль. Как только он ослабнет, хотение вновь исчезнет);
- второй – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. (Второй путь интереснее и приятнее. Он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации).
Гордеева, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ, выделяет три составляющих, на которых базируется учебная мотивация:
1. Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний.
2. Ощущение свободы выбора.
3. Ощущение успешности (компетентности).
Я предлагаю обсудить те педагогические средства, с помощью которых можно способствовать формированию у учащихся этих составляющих.
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют те педагогические технологии, которые дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Одной из них является техника «Проблемные вопросы». Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «Как называется…», «Какова роль…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Например:
- Приведите примеры, доказывающие наличие эволюционного процесса у человека в настоящее время.
- В чем сильные и слабые стороны антропогенеза?
- Что мы уже знаем о гидросфере?
- Каким образом форма эритроцитов влияет на площадь их поверхности?и т.д.
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
Я это знал(а) | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал(а) | Я хочу об этом узнать побольше |
- Одним из методов повышения интереса является вовлечение учащихся в исследовательскую работу. Это способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
- Второй источник развития учебной мотивации: ощущение свободы выбора.
— Почему ты ходишь в школу?
Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше.
В рамках уроков биологии и географии я частенько предоставляю ученику право выбора:
темы для презентации, реферата, сообщения;
способа опроса домашнего задания;
формы проведения обобщающих уроков
- Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила позитивной обратной связи. Она должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Коля, ты просто великолепно проанализировал положения клеточной теории!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось)
Для развития учебной мотивации огромное значение имеет личность учителя. Поэтому нужно помнить, что важно быть авторитетом для ученика. Нужно быть заинтересованным в успехе ученика (для него это важно), обеспечить ему успех, дав более легкое задание, оказав помощь, подтолкнув к правильному решению. Ребенок должен ощущать свое движение вперед. Больше положительных эмоций на уроке: страх и равнодушие мешают развитию мотивации. Давайте возможность ученику проявлять инициативу и активность на уроке, выражать себя. Давайте ученику установку: учение – это не долг и не обязанность, а большая ценность в жизни человека, это радость, ведь так здорово что-то уметь, что-то знать и расти в своих познаниях.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Хамидуллина Р. . Развитие мотивации на уроках биологии, географии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/86366-razvitie-motivatsii-na-urokakh-biologii-geografii (дата обращения: 21.11.2024)- Игры для развития психологических процессов
- Жеңді қолтық ойындысына қондыру
- Выбор профессии - дело творческое
- Конспект занятия по логоритмике "Дождик и солнышко"
- Проделки Бармалея
- Викторина
- "Развитие зрительного восприятия младших школьников, конспект коррекционно-развивающего занятия