Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Формы работы с родителями в начальной школе

Из опыта работы  учителя начальных классов Трейер Жанны Фёдоровны

Бюджетное образовательное учреждение

«Лицей  № 145»

Кировского административного округа города Омска

"Формы работы с родителями в начальной школе"

Введение


      Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».  Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

Основные функции взаимодействия с родителями

    Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

    Взаимодействие с родителями младших школьников является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы в начальной школе. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Семья играет решающую роль на любом возрастном этапе развития ребенка, выполняя следующие важнейшие функции:

  • регулирование физического и эмоционального развития;
  • влияние на развитие психологического пола;
  • влияние на умственное развитие;
  • ознакомление ребенка с социальными нормами;
  • формирование ценностных ориентаций;
  • социальная поддержка .

   Выполнению этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К  главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

- информационная – учитель дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка-школьника.

- воспитательно-развивающая – взаимодействие учителя и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития школьника.

- формирующая – учитель с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности.

- охранно-оздоровительная – правильное представление родителей о ребенке школьнике приводит к сохранению здоровья учащихся.

- контролирующая – с помощью взаимодействия родителей и учителя учитель может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям.

- бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к школьнику ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.

    Таким образом, взаимодействие семьи и учителя играет важную роль в жизни школьника, несет в себе важные задачи и функции: взращивать в родителях основы воспитания детей в семье в наше время, обеспечивать поддержку семьи в воспитательном и учебном процессе. Для обеспечения точности педагогического воздействия учитель может использовать педагогическую диагностику. Она включает в себя разные формы исследований.

      Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. От удачного выбора формы взаимодействия порой зависит эффективность самого воздействия. Важно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг другую.

     Вывод: содержание педагогического взаимодействия учителей и родителей имеет форму и метод. Порой они настолько близки, что невозможно провести четкую грань между ними. Нами были описаны формы взаимодействия, которые используются чаще всего в практике школы.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

Родительские университеты - это формы работы с семьей, когда составляется расписание занятий для родителей на ближайшее время, с расписание включаются различные учебные методы: открытые уроки, домашние задания, лекции, методические материалы, совместная деятельность.

Конференции созываются в основном для обмена опытом между разными учебными заведениями. Для выступлений на конференциях выбирается одна тема, к примеру, та, что в данный момент является наиболее актуальной. Выступления подготавливают как преподаватели, так и сами родители. В данном случае, обеспечивается обмен мнениями между родителями и педагогическим составом, максимально просвещаются семьи, даются ответы на наболевшие вопросы.

Индивидуальные и тематические консультации преподаватель может давать в любой момент по желанию, либо может определить часы приема для родителей на неделе. В процессе консультирования родители могут получить ответы на любые вопросы, связанные с процессом воспитания и обучения своих детей. Такая форма обеспечивает конфиденциальность и, как следствие, большую открытость и доверие между родителем и педагогом.

Родительское собрание выполняет различные функции:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках );

- психолого-педагогическое просвещение родителей, разъяснение особенностей конкретного возраста, объяснение условий успешного взаимодействия с детьми .;

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы).

Тренинги - метод практической психологии, форма активного обучения, передача психологических знаний.

   Большую помощь в организации взаимодействия родителей в обучении и воспитании детей оказывает  родительский комитет, который избирается  на первом собрании. Родительский комитет помогает установлению контактов с родителями, оказывает помощь в воспитании детей класса, помогают в организационных делах.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

      Таким образом, работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Список литературы

1. Анчокова М.К. Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями // Начальная школа – 2007. – № 10. – С. 9–10.

2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.

3. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.

4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 256 с.

5. Карабанова О.А. Возрастная психология. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 238с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с.

7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Инстиут психотерапии, 2003. – 319 с.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
учитель начальных классов БОУ "Лицей №145"
Дата публикации: 11.10.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Трейер Ж. Ф. Формы работы с родителями в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/87471-formy-raboty-s-roditelyami-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию