конспект урока Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках русского языка
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь «с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком» (К. Паустовский). Поэтому с первых уроков необходимо воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Структура и методика уроков во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков. Такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения именно в рамках педагогики сотрудничества, которая приветствует нестандартные уроки. Для неё также равноправны и желательны все виды учебных занятий на уроке: индивидуальная деятельность, работа в паре, в группе, фронтальная работа и т.д. Проведение уроков, которые содействуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, требуют высокой квалификации и большой подготовки.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение.
Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. На уроках учу наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. Здесь на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором. Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво учитель корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний. Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Геречинская Ю. А. Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках русского языка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/97296-aktivizatsiya-poznavatelnoj-deyatelnosti-i-issledovatelskoj-kultury-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-russkogo-yazyka (дата обращения: 03.12.2024)- Моя семья
- Звездный бал
- Система работы учителя математики МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик» Пучковой Н.Н. по подготовке учащихся к ОГЭ
- Физминутки на уроках в начальной школе
- Формирование метапредметных результатов в проектной деятельности: из опыта работы с младшими школьниками
- Тауда
- Шишкин день
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3646 пользователей.
Отзывы