Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Гендерное воспитание ребенка в семье

Консультация для родителей

«Гендерное воспитание ребенка в семье»

 

В работе дошкольных учреждений все чаще стало появляться понятие «гендерный» подход в воспитании детей. В связи с новыми требованиями к образовательной программе формирование гендерной принадлежности – одна из задач, стоящая перед современными педагогами. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род).

«Гендер» – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

 Почему нужно использовать гендерный подход? Маленькие дети не осознают в полной мере свою принадлежность к определенному полу. Они знают лишь то, что существуют мальчики и девочки. Отличие между полами, по мнению детей, заключается во внешнем виде, им неизвестно, что мальчики и девочки должны вести себя по-разному.

Гендерное воспитание – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами. Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста дает следующие преимущества:

- дети начинают понимать, что принадлежат к тому или иному полу

- формируется чувство толерантности по отношению к другим

- дети узнают о правилах поведения, которые характерны для представителей обоих полов, начинают следовать им.

Научно доказано, что к 2 годам ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом, а в период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не изменится. Именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности, готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи. В семье у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире. На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.

Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе. Под влиянием родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, от роли отца в воспитании ребенка, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Как только родители узнают пол своего будущего ребенка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению мальчика или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки соответственно полу. Многие родители считают, что ребенок автоматически копирует каждый свою гендерную роль. Действительно, гендерное воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника – отец. Следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи. По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя. Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. Однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей. Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят. Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша. Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем. Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца. Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот. Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола.

Неоднозначно и влияние отцов. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой, они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу. В раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. В наши дни семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Благодаря правильному подходу в воспитании, родители в дальнейшем помогают своим детям избежать серьезных ошибок в жизни.             

                             

                         Рекомендации родителям

                         по воспитанию девочки:

1. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.

2. Приводите примеры из жизни известных героинь. В них немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.

3. Чаще предоставляйте девочке возможность проявлять заботу о ком-то. И, конечно, отмечайте это: признание заслуг – огромный стимул для ребенка.

4. Если девочка часто проявляет «разбойничьи выходки», постарайтесь занять ее в спортивных, подвижных играх.

5. Гармоничные и нежные отношения с отцом очень важны, потому что любая женщина ищет будущего мужа, ориентируясь именно на этот детский опыт взаимоотношений.

6. Приучайте девочку к домашнему труду, но в разумных пределах. Иначе, выйдя замуж, вопреки ожиданиям она может сказать: «Ну вот, теперь можно и отдохнуть!».

7. Мама должна очень трепетно относиться к растущей в семье девочке, являться для нее примером во всем. Заниженная самооценка у взрослой женщины почти всегда является результатом недостаточной любви матери в детстве или ее излишней критичности и требовательности.

8. С детства приучайте девочку следить за собой и за порядком в своей комнате.

9. Для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор умений и навыков, но и научиться строить отношения с мальчиками.

          Существенные отличия девочек от мальчиков:

- У девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения.

- Девочки более чувствительны к шуму.

 - Игры девочек чаще опираются на «ближнее» зрение: они раскладывают перед собой свои «сокровища» (куклы, тряпочки и т. д.) и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

 - Для девочек важно, кто их оценивает и как, т. е. они более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, им необходимо знать, какое они произвели впечатление. - Девочки часто, во что бы то ни стало, стремятся отстоять собственное мнение.

- Девочки чаще всего истощаются эмоционально.

- Девочки более устойчивы, приспособляемы к предлагаемым условиям.

       Существенные отличия мальчиков от девочек:

- Игры мальчиков чаще опираются на «дальнее» зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все предоставленное им пространство.

 - Мальчикам в отличие от девочек для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Им  недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, и они осваивают вертикальную: карабкаются по лестницам, забираются на мебель.

 - Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, т. е, их интересует суть оценки.

- Мальчики лучше воспринимают низкий голос, высокие тона могут выдержать недолго.

 - Мальчики чаще всего устают от интеллектуальной работы.

- Мальчики более уязвимы, им труднее придерживаться установленных правил и моделей поведения.

                                                            Рекомендации по

 воспитанию мальчиков:

 

1. Выделяйте у мужчин положительные качества, например: внимательность, мужественность, доброжелательность, смелость и т. д.

2. Всегда говорите мальчику, что верите в него, что у него все получится, хвалите его не только за блестящие результаты, но и за усилия, даже если они пока не увенчались успехом.

3. Приобщайте мальчика к вашим ценностям, разрешите ему интерпретировать их по-своему. Он будущий мужчина, и он будет реагировать на эмоциональные ситуации не так, как это делаете вы.

 4. Проявляйте фантазию для того, чтобы помочь вашему сыну изучить гардероб и вещи мужчины. Например, поставьте небольшую корзину и положите в нее бритвенный станок, крем для бритья, одеколон, зубную щетку вашего ребенка и его расческу. Дайте ему понять, что этими вещами мужчины пользуются каждый день.

5. Если ваш ребенок активный, установите в его комнате перекладину для подтягивания.

6. Ролевые модели также очень важны в воспитании мальчика, они будут проявляться во всех аспектах жизни вашего ребенка. Мальчишкам необходимо общение с мужчинами, но необязательно с отцами, как не обязателен тот факт, что, если в семье есть мужчина, ребенок станет настоящим мужчиной в будущем.

7. Поддерживайте активную модель поведения вашего ребенка, так как именно активность является очень важной чертой мальчика.

 На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца. Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот. Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач

  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

Используемая литература:

  1. Доронова Т. Н. Девочки м мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. -М.: Линка-Пресс, 2009.
  2. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Средняя группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  3. Осипова Л.В, Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. - М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008.
  4. Интернет.
Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
Воспитатель МКДОУ "Детский сад №3"
Дата публикации: 24.11.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Холкина Н. И. Гендерное воспитание ребенка в семье // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/99344-konsultatsiya-dlya-roditelej-gendernoe-vospitanie-rebenka-v-seme (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию