конспект урока Понятие об имени существительном
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема : Понятие об имени прилагательном.
Цель : уточнить и расширить знания и практические навыки учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
- Пополнить практический опыт учащихся в определении и употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях, связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;
- Развивать мыслительную и творческую деятельность , орфографическую зоркость , через работу над коррекционно- развивающими упражнениями ;
- Воспитывать у учащихся интерес к предмету, через занимательные методы обучения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся , через применение в течении урока комплекса здоровьесберегающих упражнений.
Оборудование : 1) учебник русского языка для 6 класса коррекционной школы VIII вида , Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская 2004 г.
2) презентация « Имя прилагательное»
3) тест « Имя прилагательное»
4) цветовые сигнальные карточки
5) индивидуальные карточки-опоры « Части речи»
Ход урока:
I Организационный момент.
Приветствие.
Встали ровно , повернулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел для нас звонок , начинается урок.
Сядем прямо , не согнёмся , за работу все возьмёмся!
В начале урока для активизации умственных и физических возможностей учащихся выполняются упражнения:
Чтобы нам работалось легко, мы выполним несколько полезных упражнений:
1. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони
2. Щёки быстро потрите вверх-вниз (5сек)
3. Потрите уши
4. Пальчиками побарабанить по голове
5. Погладить осторожно шею спереди ниже кадыка
спереди, с боков, сзади сверху вниз.
II Чистописание
- Ребята, назовите какое сейчас время года?
- Сегодня мы побываем в зимнем лесу , у него очень много тайн и загадок
( слайд 1)
- Попробуем их разгадать?
- В лесу много следов на снегу ( слайд 2) , угадайте кто их оставил? ( слайд ребусы 3)
- Запишите число , классная работа и минутку чистописания в тетради.
- Не забудьте , что от предыдущей работы нужно отступить 3 строчки, при письме сидим прямо, тетрадь наклонно ( чистописание на доске)
III Постановка темы урока
Посмотрите на экран : прочтите слова ( слайд 4 – солнце , лес, неяркое, зимний , волк , лиса, голодный , хитрая ) выделите из них имена существительные и выпишите их в столбик ( работа по цепочке у доски и в тетрадях)
- На какие вопросы они отвечают? ( проверка со слайда 5-
что? -солнце
что? - лес
кто? -волк
кто?- лиса
Вывод: - существительные нарицательные, в ед.ч. , солнце, лес – неодуш.
Лиса, волк – одуш.
- Прочтите оставшиеся слова ( неяркое , зимний, голодный , хитрая)
- Подберите и запишите к каждому существительному подходящие по смыслу слова ( слайд 6-проверка)
Солнце неяркое
Лес зимний
Волк голодный
Лиса хитрая
- На какие вопросы отвечают подобранные слова?
Ответы детей
( слайд 7- проверка)
Солнце (какое?) неяркое
Лес ( какой?) зимний
волк ( какой?) голодный
Лиса хитрая ( какая?)
- Что обозначают слова , отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое?
( признаки предметов)
Вывод: Слова , обозначающие признаки предметов и, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? – называют ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ в предложении связано с именем существительным , у прилагательного так же как и у существительного определяют род , число и падеж.
( слайд 8 - схема)
IV Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем работать с именами прилагательными . Наша задача научиться находить прилагательные в речи, задавать вопросы к ним.
Работа по учебнику – дополните правило в учебнике стр. 121 ,опираясь на схему на слайде.
Гимнастика для глаз ( тренажёр Еремеева ) – немного отдохнём и опять за работу – внимание на экран)
V Работа по теме урока.
- Прочтите текст на экране ( слайд 9 )
Светит солнце. Застыл лес. Крадётся лиса. Прячется под кустом заяц.
- Дополните текст прилагательными , подобрав их по смыслу к существительным в предложениях.
- Запишем на доске ( работа по цепочке ).
- О чём получился текст?
- Озаглавьте его и запишите в тетрадь , прилагательные подчеркните волнистой линией.
- Сравните текст на экране и на доске. Какой текст получился интереснее и красочнее? Какие слова помогли украсить наш рассказ?
Вывод: прилагательные делают нашу речь богаче и красочнее.
VI Динамическая пауза (слайд 10 )
Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки.
А теперь.
Дружно встали, улыбнулись, хорошенько потянулись
Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке – землице в пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево – стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем и на месте пошагаем.
Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё.
Всем здоровья пожелаем и учиться продолжаем.
VII Закрепление по теме урока:
- Работа по учебнику : Упр. 196 стр. 122
- Прочтите 1 строчку , назовите какой частью речи является каждое слово.
- Запишите слова , подчеркните имена прилагательные ( работа в тетради , один ученик у доски)
- Что общего в словах каждой группы? ( однокоренные)
- Самостоятельная работа с тестом « Имя прилагательное» ( проверка со слайда 11 , самооценка)
- Подчеркните верный ответ:
Тест
- Что обозначает имя прилагательное ?
А) предмет ; б) признак предмета
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
А) какой? Какая? Какое? Б) кто? Что?
3. Подчеркните имя прилагательное:
А) холодная б) зима
4. Как подчёркиваем имена прилагательные в предложении?
А) прямой линией б) волнистой линией
VIII Итог урока:
- Итоговая беседа:
- О какой части речи говорили сегодня?
- Как вы думаете , научились ли мы находить имена прилагательные , ставить к ним вопросы , выделять их?
- Для чего нужны прилагательные в речи?
( слайд -12 )
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусная конфета,
Звонкая капель!
- Попробуйте сами оценить свою работу.
Если довольны своей работой, покажите карточку зелёного цвета.
Если не очень довольны – белого цвета.
Если не довольны, покажите карточку красного цвета.
Домашнее задание :
А) Дописать Упр. 196 на стр. 122
Б) Учить правило стр.121
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Инна Ю. С. Понятие об имени существительном // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/1-klass/file/124693-ponyatie-ob-imeni-sushchestvitelnom (дата обращения: 21.11.2024)- Русский алфавит, или Азбука
- Русский алфавит. Значение алфавита
- Безопасность в классе
- Знакомство со строчной буквой т
- Оформление предложений в тексте
- Словосочетание. Простое и сложное предложение
- Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12537 пользователей.
Отзывы