Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Родительный падеж

Включает методическую разработку

Русский язык
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(2 четверть)
Урок 49-50

Тема урока: Родительный падеж

Цель урока:
познакомить с вопросами родительного падежа и с предлогами, с которыми он употребляются; развивать умение определять и образовывать существительные родительного падежа; расширять кругозор; развивать речь учащихся, а также обобщать и систематизировать знания об имени существительном. Воспитывать умения чувствовать, понимать и любить свою Родину.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки.

Этапы и структура урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

Я в школе на уроке...
Сейчас я начну учиться!
Я радуюсь этому!
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик всё замечу
Память моя крепка!
Голова мыслит ясно!
Я хочу учиться!
Я очень хочу учиться!
Я готов к работе.
Работаю...
Тема сегодняшнего урока:
«...одительный падеж имени существительного».
Но что это?
Убежала буква. Какая буква покинула своё место?
А звук?
Что мы о нём можем сказать?
[р] – согласный, звонкий, может быть и мягким и твёрдым, непарный.
Сегодня на уроке мы будем иметь знакомство с родительным падежом имени существительного!
Мы должны
ЗНАТЬ: вопросы и предлоги этого падежа.
УМЕТЬ: образовывать существительные родительного падежа,
определять начальную форму.
А также обобщать и систематизировать знания об имени существительном.

2. Проверка домашнего задания.
3. Чистописание
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня на минутке чистописания мы пропишем заглавную и строчную букву Рр.
Кто из вас ребята обратил внимание на слова песни, которая звучала на перемене? О чём она?
- О Родине.
Как вы понимаете значение данного слова?
Подберите синонимы.
- (отчизна, Отечество)
Что является нашей Родиной?
- (Республика Казахстан)
Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в волшебное путешествие по стране Казахстан!
Это путешествие не только поможет нам познать тему урока, но и откроет многие тайны своей страны, научит чувствовать, понимать и любить её.
Чтобы передвигаться по волшебной карте, нам необходимо выполнять задания, которые встречаются нам на пути:

4. Повторение
1) Словарный диктант. (двое у доски)
Р.спублика, К.захстан, Байк.нур, тр.диция, .бычай, науры., в.рблюд, ч.бан, т.бун, .лматы.

Сообщение:
Алматы, расположен у подножья гор Заилийского Алатау. С 1925 по 1998 годы Алматы был столицей Казахстана. Ныне это самый большой город нашей страны. В нём живёт почти полтора миллиона человек. В Алматы находится самое большое количество музеев, театров и концертных залов, библиотек, научно-исследовательских комплексов. Один из них – высокогорный каток «Медеу» - известен далеко за пределами Казахстана. Самая высокая телебашня в Казахстане находится тоже здесь. Она расположена на горе Коктюбе и видна с любой точки города.

Выполним проверку словарного диктанта: (один уч-ся с места отвечает)

Вопросы для отвечающего:
Почему эти слова называются словарными?
К какой части речи относятся эти слова? (сущ.)
Что такое имя существительное?

Вопрос для всех:
Какие бывают имена существительные? (собственные и нарицательные)

Вопрос для одного из уч-ся у доски:
Что значит собственные имена существительные? Назовите их.
(Казахстан, Алматы, Байконур)

Вопрос для второго уч-ся у доски:
Что значит нарицательные?
- Куда же отправимся дальше? Посмотреть новую столицу Казахстана. Но для этого нужно выполнить 2 задания:
Любовь к Родине у семейного очага зарождается.
Как вы понимаете данное высказывание?
Запишите это предложение себе в тетрадь и найдите в нём главные члены.
(один уч-ся у доски)
Чем выражено подлежащее?
Как может изменяться имя существительное? (по числам и по падежам)
Определите число. -ед.ч (подпишите)
Изменение имён существительных по падежам называется...- (склонением)
Сколько падежей в русском языке?-(6)
Перечисли их с вопросами...
- И.п – кто? что?
Р.п – кого? чего?
Д.п – кому? чему?
В. п –кого? что?
Т.п – кем? чем?
П.п – о ком? о чём?
В каком падеже стоит имя существительное - любовь? - И.п. (подпишите)
Как называется имя существительное И.п., ед.ч.?- (начальная форма)

Запишите предложения, изменяя начальную форму слова АСТАНА
по падежным вопросам: (комментированное письмо один уч-ся с места)
Скоро будет (что?) ...
Самолёт летит (над чем?)...
Мы увидели внизу (что?) ...
Какая часть имени существительного изменялась при склонении?
- (окончание)
Выделите его. Для чего служит окончание?

Сообщение:
Столицей этот город стал совсем недавно, в 1997 году. До того, как у города появилось имя Астана, у него было несколько названий - Акмолинск, Целиноград, Акмола.
Астана встречает всех прохладным ветерком с реки Ишим, просторными проспектами, на которых совсем недавно появились новые, очень красивые здания. Особенно красиво выглядит высокая башня, похожая на сказочный цветок – Байтерек.
Прошло совсем немного времени, и бывший обычный областной город неузнаваемо изменился. Он стал одним из самых красивых городов планеты. За что ему была присуждена специальная награда ЮНЕСКО «Город мира».

5. Сообщение темы урока.
Мудрость веков
Казахская народная пословица: «Вершину одолеет идущий.»
Как вы понимаете эту пословицу?
Ну и раз мы будем одолевать вершину знаний, то и отправимся на вершину гор Казахстана...
Тема: «Родительный падеж».
Голос: А я падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Я самый важный!
Ведь всё на свете произошло от кого – то или образовалось из чего – то!

Вопросы: кого? чего? (откуда? где?)
Узнать родительный падеж можно и так: к существительному нужно подставить, слово НЕТ

• Откройте учебник

6. Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в родительном падеже.
Упр. 285- комментированное письмо.
Упр. 286- устно
Физкультминутка
Работа с правилом
7. Предлоги Р.п..
С родительным падежом употребляются предлоги:
у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после.
Я предлагаю вам прослушать стихотворение, где много слов в родительном падеже и встречаются все эти предлоги.
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!

Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!

ПАМЯТКА!
С родительным падежом употребляются предлоги:
у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после.

Упр. 287 - комментированное письмо.
8. Самостоятельная работа творческого х-ра.
Упр. 289. Проверка – фронтально.
9. Итог урока.
Хорошо!
Вот мы и на вершине гор.
Сообщение:
Горы занимают значительную часть нашей страны. По площади это целое государство. Одна из самых известных гор Казахстана – это Белуха на Алтае.
Она не самая высокая – всего-то четыре с половиной тысячи метров, но с её вершины видны сразу четыре страны – Россия, Казахстан, Китай и Монголия. Это гора у древних народов считалась центром мира.
Самая высокая гора в Казахстане – 6995 метров над уровнем моря Пик Хан – Тенгри.

- Задайте друг другу вопросы о Р.п.
Домашнее задание.
Упр. 288

Рефлексия
На этом уроке мы закончим наше волшебное путешествие по стране Казахстан.
Но я хотела бы знать понравилось ли вам оно?
Удалось раскрыть тему урока? На этот вопрос вам помогут ответить поставленные в начале урока цели:
ЗНАТЬ: вопросы и предлоги родительного падежа.
УМЕТЬ: образовывать существительные родительного падежа,
определять начальную форму.
-Что нового о своей стране вы узнали, что запомнили из нашего путешествия?
Выставление оценок.

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 3 класса
Автор:
КГУ Рудная средняя школа
Дата публикации: 10.11.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Яворская О. В. Родительный падеж // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/3-klass/file/33764-roditelnyj-padezh (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию