конспект урока Местоимение
Урок русского языка в 4 «Б» классе.
Преподаватель: Лисакович Елена Петровна, учитель начальных классов
Тема: «Местоимение»
Цели:
· Познакомить учащихся с новой частью речи- местоимением.
· Познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.
· Формирование умения заменять имя существительное соответствующим местоимением.
· Воспитание интереса к изучению русского языка, , вызвать чувство успеха, доброжелательного отношения к окружающим.
Тип урока: урок открытия новых знаний(ОНЗ)
Оборудование и материалы: тесты для дом. задания, карточки с заданиями, карточки для самопроверки, схемы.
Используемые технология: деятельностный метод
Ход урока:
I Самоопределение к деятельности
А) Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка.
Проверили, садитесь
С усердием трудитесь.
Б)Посмотрите внимательно на доску и определите девиз нашего сегодняшнего урока
Внимательно
Думай
Слушай
Окружающих
Высказывай
Своё мнение
Обобщай
Знания свои и своих друзей
II Актуализация знаний
1)Чистописание
-Установите закономерность и определите, какую букву вы будете писать на минутке чистописания
КЛМУФХЭЮ...? (мы будем писать букву Я)
-Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (Буква Я обозначает гласный звук, смягчает впередистоящий согласный звук. Может обозначать два звука в начале слова и после гласной)
Запишите, продолжив закономерность:
Яя кя ля Яя мя ...........(уя Яя фя хя Яя эя юя Яя)
Я, ты, он, она- живет дружная семья.
III Создание проблемной ситуации
1)Фиксация затруднения
- Подпишите части речи над словами второй строчки и расскажите по плану о ней ( план висит на доске:
1.Название части речи.
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
- Прочитайте, что у вас получилось.
- В каких словах у вас возникли затруднения?
IVПостановка учебной задачи
- Почему возникли затруднения?
-Чего мы ещё не знаем? (Мы знаем название части речи, но не изучали её подробно)
-Значит какая задача стоит перед нами? (Познакомиться с местоимением)
- Правильно, и тема нашего урока: Местоимение
V Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1) Детям каждому на листочке даётся текст: (на столах под №1)
Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.
- Что это? (текст).
Докажите
Прочитайте вслух.
- О какой птице прочитали?
-Всё ли понравилось в тексте? (Нет. Слишком часто повторяется слово дятел)
- Какая часть речи слово дятел? (Существительное)
- Каким словом можно его заменить? (Он)
-Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.
-Слово ОН относится к какой части речи? (местоимение)
- На какие вопросы отвечает существительное, местоимение? (кто?)
- Что обозначает существительное?
- А что обозначает слово ОН, т.е местоимение? (указывает на предмет, но не называет его)
- Как бы вы сказали про себя? (Я)
-Про друга, подругу? (Он, она)
- Про детей? (Они) Все местоимения выставляются на доску
- Как бы вы обратились к другу? (Ты)
- А если к учителю? (Вы)
На доске запись: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН,ОНА,ОНО,ОНИ- личные местоимения
1) Вывод
- Так какие выводы можно сделать по этим опорам?
Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ- личные местоимения. Местоимение - это часть речи
- Чем похожи и чем отличаются существительное от местоимения?
Отвечают на одни и те же вопросы, существительные называет предмет, а местоимение указывает на предмет, но не называет его.
- Вы сделали свой вывод, давайте проверим себя по учебнику
Прочитайте вывод на с.163, 164
VI Физкультминутка
Если я называю личное местоимение, то вы топаете, а если нет- хлопаете
Я, весь, всякий, мы, ты, каждый, вы, самый, он, красивый, она, иной, оно, они.
VII Первичное закрепление
1) Работа в группах (6 групп)
I группа: Замени выделенные существительные местоимениями
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.
II группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.
Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ...... очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ....... Придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ......полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. ....... Идёт на изготовление цукатов.
III группа: Замени, где нужно существительные местоимениями
Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.
IV группа: Замени, где необходимо, имена существительные личными местоимениями
Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.
Vгруппа Заменить, где необходимо, имена существительные личными местоимениями
Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.
VI Подчеркни личные местоимения
Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
После выполнения всех заданий, все задания читают вслух
VIII Самостоятельная работа
Упражнение 373.
- Какие проверочные слова должен был подобрать Шишкин?
(на столе лежат перевёрнутые карточки для проверки упражнения
После обеда мы сейчас же отправились к Шишкину... Он быстро повторил правило и принялся делать упражнение. Вместо «гора» он написал «гара», место «весёлый» написал «висёлый», вместо «тяжёлый»- «тижёлый».
-Сделай упражнение снова,- говорю я, потому что ты делал его и не пользовался правилом.
По Н.Носову)
-У вас на столе есть зелёные карточки. Проверьте по ним правильность выполнения вашего задания.
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
IX Рефлексия деятельности
- Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
- Чем местоимение отличается от существительного?
- На следующих уроках мы ещё продолжим работу над местоимением и узнаем ещё многое о нём.
X Домашнее задание
Упражнение 374 с.164, тест
ТЕСТ
1. Какое личное местоимение можно считать самым хвастливыми
Я,ТЫ,ОН,МЫ,ВЫ
2. Какое местоимение употребите в речи, обращаясь к товарищу?
Я, ТЫ, ВЫ,МЫ, ОН
3.Какие личные местоимения различаются по родам?
Я, ТЫ, ВЫ,МЫ, ОН
4. Какое местоимение вы употребляете, рассказывая о всех нас?
Я, ТЫ, ВЫ,МЫ, ОН
5. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям?
Я, ТЫ, ВЫ,МЫ, ОН
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лисакович Е. П. Местоимение // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/4-klass/file/39538-mestoimenie (дата обращения: 21.11.2024)- Общая часть родственных слов: корень
- Как склоняются имена существительные
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа
- Родительный падеж имен существительных множественного числа
- Повторение о роли числительных в предложении
- Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
- Обобщение о глаголе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 17925 пользователей.
Отзывы