конспект урока Клиндух Татьяна Леонидовна
Состав слова. Повторение.
Знать: морфема — значимая часть слова (в отличие от слога), передающая определенные языковые значения.
Формирование умений: находить морфемы в слове, доказывая, что это значимая его часть; отличать слова с одинаковыми по звучанию корнями от однокоренных; учитывать при подборе однокоренных слов значение корня слова.
I. Запись на доске слова повредит и разбор его по составу.
Учитель напоминает учащимся порядок разбора слова по составу: он начинается с определения принадлежности слова к части речи; затем выясняется значение слова (повредит — причинит вред). После этого выделяется окончание и указывается, что оно обозначает (это закрепляет представление школьников о связи структурного состава слова с его морфологическими признаками).
Образец ответа учащегося, к которому необходимо стремиться уже в V классе.
Повредит— глагол, обозначает действие — причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Приставка по- — неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т. д.
Такой порядок разбора слова по составу не противоречит разбору, предлагаемому в учебнике. Как показывает практика, он помогает школьникам яснее осознавать морфему как значимую часть слова, отличающуюся от слога или любой произвольно отсекаемой части слова, выявлять значения морфем, обогащает слова запас школьников
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Татьяна Л. К. Клиндух Татьяна Леонидовна // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/5-klass/file/124351-klindukh-tatyana-leonidovna (дата обращения: 22.12.2024)- Буквы и – ы после ц
- Правописание корней с чередованием гласных О-А
- Раздельное и дефисное написание частиц
- Организация работы на уроках русского языка со слабоуспевающими и отстающими детьми
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью
- Глагол как часть речи
- Части слова. Порядок разбора слова по составу
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 11430 пользователей.
Отзывы