конспект урока Загадки имени существительного
Тема: «Имя существительное – часть речи удивительная»
Имя существительное – хлеб языка.
Л. Успенский
Предметные цели:
Определить вместе с учащимися, что такое существительное как часть речи, отработать умение определять грамматические признаки существительного, формировать навыки употребления существительных в речи
Метапредметные цели:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи
Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимися интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы
Оборудование и наглядность:
карточки с заданиями;
презентация с видеосюжетами из сказки и отдельными заданиями;
компьютеры, мультимедиа и экран.
Ход урока
1.Организационный
-Доброе утро, ребята! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь начнем работу.
2.Актуализация знаний
Предлагаю начать наше занятие с традиционной, т.е. привычной, словарной работы. Нам нужно разгадать кроссворд. Разгадывая, нужно будет не только назвать слово, но и объяснить в нём трудную орфограмму.
- Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)
- Огородное растение, растущее обычно кочаном. (КАпуста)
- Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. (ЛЕсной)
- Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
- Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
- Масло бывает животного происхождения и … (РАстительного)
- Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
- Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. (ТЕлЕфон)
- Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)
- Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)
- Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
- Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. (ДЕловой)
(заготовка кроссворда у каждого ребенка)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
-Какое ключевое слово мы получили в нашем кроссворде?
-Так о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
Вы правы: на сегодняшнем занятии мы с вами повторим и закрепим знания, которые вы получили в процессе изучения темы «Имя существительное».
-Если быть конкретнее, что на сегодняшний день вы должны знать по этой теме? (ответы учащихся)
знать:
- что такое имя существительное
- грамматические категории имени существительного
- чем являются имена существительные в предложении
- порядок морфологического разбора
-А уметь? (ответы учащихся)
уметь:
- видеть, слышать и находить имена существительные
- определять грамматические категории имён существительных
- выполнять морфологический разбор имени существительного
- правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.
-А для чего нам необходимо изучать существительное?
Эпиграфом к уроку стали слова К. Успенского. Прочитайте их, объясните, как вы их понимаете (Имя существительное – хлеб языка).
Молодцы! Я вами очень довольна!
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по стране «Имя существительное», а ваши знания и умения помогут нам преодолеть все трудности. Итак, в путь.
- Обобщение и систематизация знаний
Дорога наша тайн полна,
И будет очень нелегка
Для тех, кто правил не учил,
их не читал, про всё забыл…
Надеюсь, нет таких у нас? (Ответ ребят)
Ну что ж, ребята, в добрый час!
Препятствие №1 - село “Ошибкино ”
-Перед вами станция Ошибкино.
-Почему Ошибкино? Попробуйте догадаться. Что ждет нас на этой станции?
-Перед вами карточки. Прочитав текст, вы вспомните, что такое имя существительное. Однако вам надо быть внимательными, потому что в текстах есть ошибки, которые вам необходимо исправить.
Карточка№1
(лови ошибку) Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос что делать? что сделать? Имена существительные бывают мужского, женского рода и изменяется по лицам, числам, временам и падежам. Постоянные признаки имени существительного падеж, род, склонение. В предложении имена существительные бывают только подлежащими и дополнениями.
- Применение знаний и умений в новой ситуации
С первым заданием мы с вами справились и можем продолжить путешествие.
Препятствие №2 деревня «Родовая»
-Какие ассоциации возникают у вас при названии данной деревни?
-А что вам известно о роде имени существительного?
Дом Страна Село
Лес Земля Солнце
Дым Школа Яблоко
-Перед вами слова. Попробуйте объединить их в группы. По какому принципу вы их объединили? Объясните.
Женский род запомню я
И скажу: «Она — моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он — мой».
Средний род —оно, мое!
Это правило твое!
-Найдите и устраните ошибки в словосочетаниях. Объясните причины, способствующие распространению этого вида ошибок.
Карточка №2
Маленький мышь, вкусная яблок, трудное фамилия, чистый простынь, железная рельса, печёная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе. (Выделить окончание прилагательных, определить род у существительных)
(В парах)
Препятствие №3
-На нашем пути преграда. Поезд вынужден сделать остановку, т.к. на путях множество предметов. Объедините данные слова в группы. Как вы это сделаете? (одуш/неодуш)
-Чем одушевленные отличаются от неодушевленных?
Поработаем устно: назовите одуш.? Назовите неодуш.?
-Молодцы, двигаемся дальше.
Препятствие №4 станция «Волшебная»
-Посмотрите, перед нами станция, на которой нас поджидает добрая волшебница. Станция «Волшебная». Представим на минуту, что мы волшебники. Превратим имена нарицательные в имена собственные.
- Птица орел-
- Яркий огонек-
- Громкая слава-
- Коренной москвич-
- Белая березка-
- Красный шарик-
(двое у доски)
Индив. задание – распределить слова в две группы «Собственные» «Нарицательные»- двое у доски.
Школа ученик девочка город дорога собака магазин учитель самолет
Семенов Тулун Шарик «Жигули» Байкал Желтое море Волга
Препятствие № 5 Станция « Склоняемая»
Ну, посмотрим, что нас ждёт?
Первым кто из нас пройдёт?
Кто быстрее всех прочтёт,
Слово лишнее найдёт.
-Посмотрите на слова, записанные в столбики. Найдите лишнее? Аргументируйте свой ответ.
На дороге В поле По степи
в окне солнце ель
по земле у окна на площади
зима на стене на площадке
А) просмотр отрывка из мультфильма «Аленький цветочек». Работа по карточке №3.
- О чем этот мультфильм? Чему учат нас его герои?
Б) найти существительные, распределить их в три столбика
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Карточка №3
Входит он на широкий двор, в ворота широкие растворенные;
дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны
воды, высокие, большие и малые. Входит он во дворец по
лестнице, устланной сукном, со перилами
позолоченными; вошел в горницу - нет никого; в другую, в третью -- нет никого; в пятую, десятую - нет никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.
В) Индив. работа на компьютерах 3-4 человека. Тест-тренажёр «Склонение существительных»
Молодцы! Ну что сказать?
Путь нам надо продолжать.
Ждет преграда впереди
Нам ее не обойти.
Препятствие №6
Город «Орфографический»
-Перед нами город Орфографический. Кто знает, что это за город?
-А какие правила написания существительных вам известны?
-Одно из них повторим.
Перед вами таблица со словами. Какое умение будем отрабатывать?
А что необходимо знать, чтобы правильно написать орфограммы?
Удачи вам!
Карточка №4
№п/п | Е | И |
1. работать на фабрик__ | + | |
2. приехать из Сибир__ | + | |
3. идти по площад__ | + | |
4. лежать на крыш___ | + | |
5. плачет от бол___ | + | |
6. рыба на блюд___ | + | |
7. лежит на сен___ | + | |
8. живет в деревн___ | + | |
9.был на лекци__ | + | |
10.отдыхал в санатории__ | + | |
11. около рощ___ | + | |
12. письмо от матер____ | + |
(Взаимпроверка)
- Рефлексия учебной деятельности.
Наше путешествие завершилось. Каждый из вас на уроке работал, старался. Что-то получалось, а где-то возникали затруднения
- Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я убедился в том, что…..
- Я вспомнил о том, что существительные…..
- Мне необходимо повторить материал о….
- Я доволен своей работой на уроке, потому что….
- Д/З Нарисовать город «Существительное»
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Семчук Л. И. Загадки имени существительного // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/5-klass/file/63917-zagadki-imeni-sushchestvitelnogo (дата обращения: 21.11.2024)- Морфология
- Виды предложений по цели высказывания
- Прямая речь
- Имя числительное
- Глагол
- Содержание стандартов нового поколения
- Группы слов по значению: синонимы и антонимы