Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Раздельное написание не с причастичми

Урок русского языка в 7 классе 
Тема урока: “Раздельное написание не с деепричастиями”. 
Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, сформировать навык правописания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с глаголами, формировать умение нахождения деепричастий в тексте, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

2.Развивающие: работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, развитие устной речи, работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения, умения  анализировать и обобщать.

3.Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, нравственное воспитание, привитие навыков бережного отношения к книгам.

Повторение: правописание НЕ с глаголами, синтаксический разбор предложения.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный. 
Оборудование:  учебник, доска, плакат «Раздельное написание НЕ с деепричастиями», опорные карточки (для слабых обучающихся),  раздаточный материал, карточки с тестами, с заданиями.

Методы обучения:  словесный, поисковый, наглядный. 
Формы обучения:  урок с личностно-ориентированной направленностью. Дифференцированный подход к учащимся: работа в парах, коллективная и индивидуальная. Выполняются разноуровневые упражнения. 
1.Организационный момент.

- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда  за работу!

Удачи желаю я вам!

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. 

1) Фронтальный опрос (аукцион).
Правила аукциона:
1. Работа коллективная, но говорят по очереди при полной тишине.
2. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
3. Каждый может сказать только одно правило или предложение.
Вопросы классу:

- Что такое деепричастие?
- Что общего у деепричастия с глаголом? (вид, общее лексическое значение, вопросы, напоминающие вопросы глаголов)
- Что общего у деепричастия с наречием? (не изменяется)
- Какова синтаксическая роль деепричастий? (в предложении является обстоятельством)
2) Проверочная работа по карточкам (тестирование):

1. Деепричастия – это слова, которые обозначают:

1) действия,

2) добавочные действия,

3) признак по действию.

2. Деепричастия – это слова, которые:

1) склоняются,

2) спрягаются,

3) не изменяются.

3. Деепричастием является слово:

1) разговаривающий,

2) разговаривая,

3) разговаривать.

4. Деепричастный оборот есть в предложении:

1) Мы сидели под березой четыре часа отдыхая и наслаждаясь пением птиц.

2) Расхрабрившись мы пошли на огонь.

3) Оглядываясь по сторонам мы возвращались в жизнь земли.

5. Знак препинания пропущен в предложении(-ях):

1) Лучи солнца, играя, купаются в лужах вместе с воробьями.

2) Садовник стоит, подбоченясь перед кухонным столом.

3) Охотник Иван Захаров закрыв глаза, видит длинный прямой ряд высоких стройных деревьев.

3) Синтаксическая пятиминутка.

Ученица у доски выполняет синтаксический разбор предложения, взятого из стих-ния А. С. Пушкина «Зимнее утро», и находит деепричастный оборот (реализация индивидуального задания на дом):

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин)

3.  Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

Задание:

- Ребята, как видите, деепричастия часто встречаются в художественных произведениях.А любите ли вы читать книги?

- Скажите, какую роль играют книги в жизни человека?

Ученица читает стихотворение:

     Книга – учитель,

Книга -  наставница,

Книга – близкий  товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты  выпустишь книгу из рук.

- Ребята, как нужно обращаться с книгами?

- Давайте все вместе составим правила обращения с книгами.

Коллективная работа.

Правила обращения с книгой:

            Не рисовать, не писать ничего в книгах.

       Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы.

Не читать книги во время еды.

Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвался корешок.

Пользоваться закладкой.

Не вырывать листы, не вырезать картинки.

-Вспомните  правило о правописании не с глаголами.

- Образуйте от глаголов деепричастия.

- Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями?

- Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с деепричастием, мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока ….

-  Определите тему урока. Запись в тетрадях.

- Какие цели поставим?

4. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.

Работа у доски.

Запись деепричастий, образованных от глаголов.

Не рисуя, не загибая, не выпадая.

- Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями?

- А как вы напишете – слитно или раздельно?

4.1. Работа  с правилом.  Работа с плакатом (вывешивается на доску).

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы.

В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?

4.2.  Составление алгоритма (на опорной карточке).

Цель для учителя: научить обобщать сделанные выводы, записать алгоритм.

Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в алгоритм.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?

- Составьте алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.

  Да                  Нет

 Раздельно        Слитно

4.3. Возвращение к проблеме. Тренировочное упражнение:

 Объяснительный диктант.

- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями.

- Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями.

Работа у доски (к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам,

к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Дети записывают в тетрадь.

Не_зная (дееприч.), не_сократив (дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.), ненавидя (без НЕ не употр.). 

5. Физкультминутка

- Встаньте, руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотрите на локоть правой руки, поверните голову влево, посмотрите на локоть левой руки, вернитесь в исходное положение. Повторите еще раз.

- Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени, расслабьтесь, крепко зажмурьте глаза на 3 сек., а затем откройте их. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно. 

 - Ребята, один немецкий философ сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», поэтому берегите свое зрение и здоровье.

6. Систематизация и обобщение знаний.

6.1.Диктант с взаимопроверкой.

- Попробуйте применить алгоритм и выполнить задание.  Распределите слова в две группы:

1. Раздельное написание

2. Слитное написание

1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради. Выполняют взаимопроверку.

Негодуя на людей, не подумав о других, недоумевая, не веря своим ушам, не заметив ошибки

6.2. Cамостоятельная работа с самопроверкой.

- Самостоятельно, с опорой на алгоритм, выполните задание в карточке. Распределите слова в два столбика. Проверьте.

(Не) уставая, ( не)доумевая,  (не)желая, (не) присев, (не) ответив,

( не)навидя, (не)годуя, (не)дыша.

6.3. Работа в парах (раздаточный материал).

Текст для работы (раздается на парты в разрезанном виде):

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила…

                                           И.А.Бунин

- Соберите пазл.

- Прочитайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина.

- О ком здесь идет речь?

- Какая картина предстаёт перед вами?

- В тексте стихотворения найдите слова с изученной орфограммой.

- Ребята, а какой праздник мы будем отмечать совсем скоро, 30 ноября, в последнее воскресенье месяца?

- Конечно, День матери. Не забудьте сказать  ласковые слова своим любимым мамам.

 

7. Подведение итогов, рефлексия. Выставление оценок за урок.

- Итак, урок подошёл к концу, давайте подведем итоги.

-  Какова тема сегодняшнего урока?

-  Какую цель мы ставили в начале урока?

Ответы учащихся.

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями?  Ученик читает правило.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?

Ученик отвечает по алгоритму.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке, у вас все сегодня получилось? Все было понятно?

Опорные фразы: Мы вспомнили, что –

                             Мы поняли –

                             Было интересно –

                             Вызвало затруднение –

                             Нужно выучить -

8. Домашнее задание (дифференцированное).

 Параграф 28, выучить правило (всем).

По выбору:

- упражнение 170,

-  подобрать и записать пословицы или фразеологизмы, в которых употребляются деепричастия с НЕ,

- составить несколько предложений на тему «Здоровый образ жизни», употребив  деепричастия с НЕ.

Учитель:   - Урок я хочу закончить словами:

Науку все глубже постигнуть стремись,

                                 Познанием вечного жаждой томись.

    Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                 Узнаешь: предела для знания нет.

                          Фирдоу

 

Приложения.

№1.

Карточка.

Распределите слова в два столбика.

-Самостоятельно, с опорой на алгоритм, выполните задание в карточке.

(Не) уставая, ( не)доумевая,  (не)желая, (не) присев, (не) ответив,

( не)навидя, (не)годуя, (не)дыша.

- Проверьте.

№2.

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила…

 

 

 

 

№3.

Проверочная работа

1. Деепричастия – это слова, которые обозначают:

1) действия,

2) добавочные действия,

3) признак по действию.

2. Деепричастия – это слова, которые:

1) склоняются,

2) спрягаются,

3) не изменяются.

3. Деепричастием является слово:

1) разговаривающий,

2) разговаривая,

3) разговаривать.

4. Деепричастный оборот есть в предложении:

1) Мы сидели под березой четыре часа отдыхая и наслаждаясь пением птиц.

2) Расхрабрившись мы пошли на огонь.

3) Оглядываясь по сторонам мы возвращались в жизнь земли.

5. Знак препинания пропущен в предложении(-ях):

1) Лучи солнца, играя, купаются в лужах вместе с воробьями.

2) Садовник стоит, подбоченясь перед кухонным столом.

3) Охотник Иван Захаров закрыв глаза, видит длинный прямой ряд высоких стройных деревьев.

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 7 класса
Автор:
учитель русского языка и литературы ГБОУ ЛНР "АСЭГ"
Дата публикации: 16.12.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лепшеева С. Н. Раздельное написание не с причастичми // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/7-klass/file/126081-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastichmi (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию