конспект урока Раздельное написание не с причастичми
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: “Раздельное написание не с деепричастиями”.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, сформировать навык правописания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с глаголами, формировать умение нахождения деепричастий в тексте, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
2.Развивающие: работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, развитие устной речи, работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения, умения анализировать и обобщать.
3.Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, нравственное воспитание, привитие навыков бережного отношения к книгам.
Повторение: правописание НЕ с глаголами, синтаксический разбор предложения.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Оборудование: учебник, доска, плакат «Раздельное написание НЕ с деепричастиями», опорные карточки (для слабых обучающихся), раздаточный материал, карточки с тестами, с заданиями.
Методы обучения: словесный, поисковый, наглядный.
Формы обучения: урок с личностно-ориентированной направленностью. Дифференцированный подход к учащимся: работа в парах, коллективная и индивидуальная. Выполняются разноуровневые упражнения.
1.Организационный момент.
- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю я вам!
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
1) Фронтальный опрос (аукцион).
Правила аукциона:
1. Работа коллективная, но говорят по очереди при полной тишине.
2. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
3. Каждый может сказать только одно правило или предложение.
Вопросы классу:
- Что такое деепричастие?
- Что общего у деепричастия с глаголом? (вид, общее лексическое значение, вопросы, напоминающие вопросы глаголов)
- Что общего у деепричастия с наречием? (не изменяется)
- Какова синтаксическая роль деепричастий? (в предложении является обстоятельством)
2) Проверочная работа по карточкам (тестирование):
1. Деепричастия – это слова, которые обозначают:
1) действия,
2) добавочные действия,
3) признак по действию.
2. Деепричастия – это слова, которые:
1) склоняются,
2) спрягаются,
3) не изменяются.
3. Деепричастием является слово:
1) разговаривающий,
2) разговаривая,
3) разговаривать.
4. Деепричастный оборот есть в предложении:
1) Мы сидели под березой четыре часа отдыхая и наслаждаясь пением птиц.
2) Расхрабрившись мы пошли на огонь.
3) Оглядываясь по сторонам мы возвращались в жизнь земли.
5. Знак препинания пропущен в предложении(-ях):
1) Лучи солнца, играя, купаются в лужах вместе с воробьями.
2) Садовник стоит, подбоченясь перед кухонным столом.
3) Охотник Иван Захаров закрыв глаза, видит длинный прямой ряд высоких стройных деревьев.
3) Синтаксическая пятиминутка.
Ученица у доски выполняет синтаксический разбор предложения, взятого из стих-ния А. С. Пушкина «Зимнее утро», и находит деепричастный оборот (реализация индивидуального задания на дом):
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин)
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока.
Задание:
- Ребята, как видите, деепричастия часто встречаются в художественных произведениях.А любите ли вы читать книги?
- Скажите, какую роль играют книги в жизни человека?
Ученица читает стихотворение:
Книга – учитель,
Книга - наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
- Ребята, как нужно обращаться с книгами?
- Давайте все вместе составим правила обращения с книгами.
Коллективная работа.
Правила обращения с книгой:
Не рисовать, не писать ничего в книгах.
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы.
Не читать книги во время еды.
Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвался корешок.
Пользоваться закладкой.
Не вырывать листы, не вырезать картинки.
-Вспомните правило о правописании не с глаголами.
- Образуйте от глаголов деепричастия.
- Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями?
- Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с деепричастием, мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока ….
- Определите тему урока. Запись в тетрадях.
- Какие цели поставим?
4. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.
Работа у доски.
Запись деепричастий, образованных от глаголов.
Не рисуя, не загибая, не выпадая.
- Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями?
- А как вы напишете – слитно или раздельно?
4.1. Работа с правилом. Работа с плакатом (вывешивается на доску).
Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы.
В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.
– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?
4.2. Составление алгоритма (на опорной карточке).
Цель для учителя: научить обобщать сделанные выводы, записать алгоритм.
Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в алгоритм.
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?
- Составьте алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Проверить - употребляется слово без не.
Да Нет
Раздельно Слитно
4.3. Возвращение к проблеме. Тренировочное упражнение:
Объяснительный диктант.
- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями.
- Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями.
Работа у доски (к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам,
к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):
Дети записывают в тетрадь.
Не_зная (дееприч.), не_сократив (дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.), ненавидя (без НЕ не употр.).
5. Физкультминутка
- Встаньте, руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотрите на локоть правой руки, поверните голову влево, посмотрите на локоть левой руки, вернитесь в исходное положение. Повторите еще раз.
- Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени, расслабьтесь, крепко зажмурьте глаза на 3 сек., а затем откройте их. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
- Ребята, один немецкий философ сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», поэтому берегите свое зрение и здоровье.
6. Систематизация и обобщение знаний.
6.1.Диктант с взаимопроверкой.
- Попробуйте применить алгоритм и выполнить задание. Распределите слова в две группы:
1. Раздельное написание
2. Слитное написание
1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради. Выполняют взаимопроверку.
Негодуя на людей, не подумав о других, недоумевая, не веря своим ушам, не заметив ошибки
6.2. Cамостоятельная работа с самопроверкой.
- Самостоятельно, с опорой на алгоритм, выполните задание в карточке. Распределите слова в два столбика. Проверьте.
(Не) уставая, ( не)доумевая, (не)желая, (не) присев, (не) ответив,
( не)навидя, (не)годуя, (не)дыша.
6.3. Работа в парах (раздаточный материал).
Текст для работы (раздается на парты в разрезанном виде):
Но был огонь – не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Всё напевала и ходила…
И.А.Бунин
- Соберите пазл.
- Прочитайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина.
- О ком здесь идет речь?
- Какая картина предстаёт перед вами?
- В тексте стихотворения найдите слова с изученной орфограммой.
- Ребята, а какой праздник мы будем отмечать совсем скоро, 30 ноября, в последнее воскресенье месяца?
- Конечно, День матери. Не забудьте сказать ласковые слова своим любимым мамам.
7. Подведение итогов, рефлексия. Выставление оценок за урок.
- Итак, урок подошёл к концу, давайте подведем итоги.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
Ответы учащихся.
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями? Ученик читает правило.
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?
Ученик отвечает по алгоритму.
- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке, у вас все сегодня получилось? Все было понятно?
Опорные фразы: Мы вспомнили, что –
Мы поняли –
Было интересно –
Вызвало затруднение –
Нужно выучить -
8. Домашнее задание (дифференцированное).
Параграф 28, выучить правило (всем).
По выбору:
- упражнение 170,
- подобрать и записать пословицы или фразеологизмы, в которых употребляются деепричастия с НЕ,
- составить несколько предложений на тему «Здоровый образ жизни», употребив деепричастия с НЕ.
Учитель: - Урок я хочу закончить словами:
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоу
Приложения.
№1.
Карточка.
Распределите слова в два столбика.
-Самостоятельно, с опорой на алгоритм, выполните задание в карточке.
(Не) уставая, ( не)доумевая, (не)желая, (не) присев, (не) ответив,
( не)навидя, (не)годуя, (не)дыша.
- Проверьте.
№2.
Но был огонь – не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Всё напевала и ходила…
№3.
Проверочная работа
1. Деепричастия – это слова, которые обозначают:
1) действия,
2) добавочные действия,
3) признак по действию.
2. Деепричастия – это слова, которые:
1) склоняются,
2) спрягаются,
3) не изменяются.
3. Деепричастием является слово:
1) разговаривающий,
2) разговаривая,
3) разговаривать.
4. Деепричастный оборот есть в предложении:
1) Мы сидели под березой четыре часа отдыхая и наслаждаясь пением птиц.
2) Расхрабрившись мы пошли на огонь.
3) Оглядываясь по сторонам мы возвращались в жизнь земли.
5. Знак препинания пропущен в предложении(-ях):
1) Лучи солнца, играя, купаются в лужах вместе с воробьями.
2) Садовник стоит, подбоченясь перед кухонным столом.
3) Охотник Иван Захаров закрыв глаза, видит длинный прямой ряд высоких стройных деревьев.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лепшеева С. Н. Раздельное написание не с причастичми // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/7-klass/file/126081-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastichmi (дата обращения: 22.12.2024)- Употребление НЕ- и НИ- в предложениях
- Причастный и деепричастный оборот
- Наречие
- Однородные члены предложения. Знаки препинания при них
- Деловое письмо
- Тренировочные упражнения в написании наречий
- Причастие