Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Работа с одаренными детьми

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: "Талант всегда пробьется". Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.

Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:

  1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
  2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
  3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
  4. Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).
  5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
  6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
  7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
  8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
  9. Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
  10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б) в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
  11. Отличная память.
  12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
  13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
  14. Самостоятельность, которая предполагает: а) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в) внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.
  15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 3-6 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он "велик и могуч"; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Приведу ряд примеров (все они, безусловно, повышенной трудности) из личного опыта работы с талантливыми учениками.

1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов.
1) Творческих. Например:
- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
- Выпустить лингвистический бюллетень на тему "Культура речи".
- Подготовить презентацию личного творчества.
2) Исследовательских. Например:
- Выяснить роль Н.Н.Гончаровой в жизни и творчестве А.С.Пушкина.
- Написать реферат на тему "Женские характеры в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
- Подготовить проект на тему "Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века".
- Объяснить, почему в слове "корова" пишется "оро", а в слове "каравай" - "ара".
3) Информационных. Например:
- Подготовить информацию: "Какой корень у местоимения "я"?"
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
- Подготовить проект на тему "Достопримечательность моего села", используя архивные документы.
4) Игровых. Например:
- Обработать русскую народную сказку "Гуси-лебеди" на современный лад.
- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
5) Практико-ориентированных. Например:
- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ВОУД, ЕНТ.
- Выпустить "Словарь диалектных слов района Г.Мусрепова СКО".
- Разработать рабочие тетради по литературе для обучающихся 5-11 классов.
- Подготовить альманах "Новоишимские писатели и поэты".
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Лингвистический (языковой) анализ текста.
6. Литературоведческий анализ текста.
7. Работа по карточкам, с перфокартами.
8. Конкурсные работы.

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Мои ученики неоднократно становились победителями и призерами районных олимпиад, конкурсов по русскому языку и литературе: 2011год - Кайруллина Толганай 2место по русскому языку и литературе в районной олимпиаде.

2012г.г.- ученик 10 «А» класса Мырзагали Баглан занял 2-е место в районном конкурсе сочинений, посвященный 110-летию С.Муканова.
Сентябрь 2012г. – ученица 10 «А» класса Жакупбекова Асыл заняла 2-е место в районном слушании научных проектов по теме: «Слова-паразиты в речи современных подростков».
2012г.- ученица 5 «А» класса Булатова Эльмира заняла 3-е место в международном конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех».
2012г.- ученица 5 «А» класса Темиргалиева Камила заняла 2-е место в международном конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех».
Апрель 2013г.- ученик 7 «А» класса Буркитбай Темирлан занял 1-е место в районном конкурсе сочинений «Моя будущая профессия».
Ноябрь 2013г.- ученица 11 «А» класса Жакупбекова Асыл принимала участие в районном слушании научных проектов по теме «Влияние Интернет-сленга на речевую культуру современной молодёжи».
Январь 2014г.- ученица 9 «А» класса Буркитбай Арайлым заняла 3-е место в областной предметной олимпиаде по русскому языку и литературе.
Апрель 2014г.- ученица 9 «А» класса Буркитбай Арайлым заняла 2-е место в районном конкурсе по русскому языку и литературе "Язык - ко всем знаниям ключ".
Апрель 2014г.- ученица 8 «А» класса Есимова Диана заняла 3-е место в районном конкурсе по русскому языку и литературе "Язык - ко всем знаниям ключ".
Таким образом, уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность должны быть направлены на реализацию программы "Одаренные дети". В сельской местности есть потенциал, значит, и у страны есть будущее.
учитель русского языка и литературы: Булатова И.К.

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 8 класса
Автор:
учитель русского языка и литературы
Дата публикации: 14.01.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Булатова И. К. Работа с одаренными детьми // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/8-klass/file/3965-statya-rabota-s-odarennymi-detmi (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию