конспект урока Урок русского языка
Урок по теме
Обобщающий урок в 9 классе по теме
«Бессоюзное сложное предложение»
Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;
- совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
- Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
- Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,
- наблюдательность,
- настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
ХОД УРОКА
«Поэзия Пушкина — неиссякаемый источник,
который, как в сказке, поит «живою водою»
всех, кто прикоснется к нему»
«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,
Ну, а он — высоко-высоко»
(Е.Евтушенко)
«Пушкин кажется понятным, как в пристально
прозрачной воде кажется близким дно на безмер-
ной глубине»
(В.Брюсов)
«Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!»
(И.Северянин)
- Оргмомент.
- Постановка цели.
а) вступительное слово учителя.
Обратите внимание на эпиграфы. Почему именно эти строки я выбрала в качестве эпиграфов?
( на уроке мы будем работать, обращаясь к творчеству А.С.Пушкина)
— Пушкин — всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…
Ученик: Н.В.Гоголь справедливо заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через 200 лет. В нем русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты»
3. Повторение материала.
а)— Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А.С.Пушкина. Сейчас вам предстоит вспомнить некоторые слова пушкинской эпохи.
(ученик работает у доски: пишет слова под диктовку, объясняет их значение, подчеркивает орфограммы)
Боливар (широкая модная шляпа), Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвенит ему обед.
Брегет (часы, которые отбивали минуты и показывали числа месяца, фирмы парижского часовщика Брегета)
Асессор (средний гражданский чин), пращ (снаряд для метания камней),
Котильон (танец, которым заканчивается бал),
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Пилигрим (странник, путешественник),
Луна сокрылась за горою,
и пилигримке молодой
Пора давно пора домой.
Витийство (красноречие),
Страсбургский пирог (паштет из гусиной печенки. «Нетленным» он назван потому, что его привозили в консервированном виде из Страсбурга.)
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Лимбургский сыр—мягкий острый сыр, приготовлявшийся в провинции Лимбург (Бельгия)
б) фронтальный опрос.
— Итак, сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы.
1. Какие предложения называются БСП?
Я жду тебя, мой запоздалый друг –
Приди… («19 октября». 1825.)
2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
3. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. («Зимний вечер».1825.)
4. Когда в БСП ставится двоеточие?
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. («Зимнее утро». 1829.)
5. Когда в БСП ставится тире?
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень». 1833.)
в) Объяснительный диктант.
— А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Запишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их.
1. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
3. В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как- нибудь.
Откажут ─ мигом утешался.
Изменят ─ рад был отдохнуть.
- Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Проверка диктанта
Самостоятельная работа (тест)
1. Найдите БСП.
А. Время обдумало, сдуло все лишнее.
Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.
В. Дело было вечером, делать было нечего.
Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.
Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца
2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.
Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.
В. Дрова все вышли топить нечем.
Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.
3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
А. Поезд ушел его огни исчезли.
Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.
В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.
Г. Не бойтесь вас подстрахуют.
Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
Е. Солнце дымное встает будет день горячий.
4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.
А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.
Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.
В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Г. Любишь кататься люби и саночки возить.
Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.
А. Солнце вешнее, нивы здешние — все тебе отдать бы рад.
Б. Над Россиею — небо синее.
В. Сухая поздняя осень — самое лучшее поэтическое время года.
Г. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло.
6. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ] : [ причина].
А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.
В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.
Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.
7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.
Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.
В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.
Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.
8. Найдите предложения с речевыми ошибками.
А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.
Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.
Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
4. Применение знаний.
а) — Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства. Давайте сейчас вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина „ Осень ” и запишем его по памяти.
()
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса: (--)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Проверка записи
5. Анализ примеров БСП в произведениях писателей и газетных материалах.
— Вы должны были проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и выяснить, какими знаками препинания чаще пользовался поэт.
Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой запятой, реже — двоеточием и совсем редко — тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. В «Энциклопедии юного филолога» мы прочитали, что в 11-м веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в 16-м — точка с запятой, в 14-м веке появилась запятая, в 15-м — точка с запятой, в 16-м — вопросительный знак, в 18-м — восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин.
—Ребята, как вы думаете, БСП чаще используются в устной или письменной речи? (письменной). Вот и писатели часто используют БСП в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Какой вы сделали вывод?
Доклад учащегося: Проанализировав примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, реже — двоеточием, совсем редко — тире.
— Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.
Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».
— Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?
Современная литература стала более рациональной, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания—это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.
— Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это.
Подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка», мы обнаружили там 8 простых предложений и 2 сложных. В 40 и 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» все предложения оказались сложные. Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».
6. Анализ предложений.
— Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.
1. Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно. (причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
2. Но день протек, и нет ответа.
Другой настал: все нет, как нет. (части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)
(слайд 17)
3. Делать было нечего:
Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец. ( причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
4. Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят. ( второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)
8. Запись с объяснением постановки знаков препинания.
— А.С.Пушкин говорил: « Знаки препинания, как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (слайд 19)
Петр Александрович Плетнев — поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина — писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
9. Домашнее задание.
— Дома вы выполните интересную творческую работу — напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?»
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
10. Итоги урока (рефлексия).
— Что мы сегодня вспомнили на уроке?
— Ребята, какова была цель нашего урока?
(обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)
— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1. установить смысловые отношения между частями БСП;
2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненны
— Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
11. Выставление оценок
«Бессоюзное сложное предложение»
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Татьяна Н. Б. Урок русского языка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/9-klass/file/124524-urok-russkogo-yazyka (дата обращения: 14.11.2024)- Памятка для подготовки к итоговому собеседованию: создание монолога
- ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Тест по СПП
- Сочинение-рассуждение
- Виды придаточных предложений
- Подготовка к написанию сжатого изложения
- Комплексный анализ текста
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7758 пользователей.
Отзывы