конспект урока Проблемное обучение в начальной школе
Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.
Проблемное обучение определяют как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемная ситуация- центральное звено проблемного обучения, с помощью которого побуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
Компонентами проблемной ситуации являются:
- Неизвестное (новое понятие, отношение, способ или условие действия) - потребность в новом знании
- возможности обучающихся в анализе условий поставленного задания и усвоении новых умений
- интеллектуальные возможности учеников к открытию нового.
Выделяют несколько способов создания проблемных ситуаций:
- побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними
- использование учебных и жизненных ситуаций
- постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения
- побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах
- выдвижение предположений, формулировка выводов и их опытная проверка
- побуждение учеников к сравнению, сопоставлению и противопоставлению явлений, правил
- побуждение учеников к предварительному обобщению новых фактов - организация межпредметных связей
- варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблем.
На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бережняк К. . Проблемное обучение в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/obscheprofessionalnye-discipliny/file/109371-problemnoe-obuchenie-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 21.11.2024)- Бюджетная система РФ
- Рабочая программа ОП.02. Товароведение продовольственных товаров
- Потери от пожаров: виды и методы оценки
- Параллельная работа трансформаторов
- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
- КТП дисциплины "Экономика организации" для специальности:35.02.12 Садово – парковое и ландшафтное строительство
- Внедрение в учебный процесс технологии программированного обучения
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 16912 пользователей.
Отзывы