конспект урока Специфика педагогического общения
Специфика педагогического общения
Труфанова Татьяна Викторовна
Главной задачей образования в ХХІ веке является воспитание человека с гуманистическим мировосприятием, который может ориентироваться в сложных социокультурных отношениях, активно реализовывать свой личный потенциал на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Общение является социальным феноменом не только по внешним формам своего существования, но и по своей природе, так как оно – необходимое условие и составляющая любой деятельности человека. Общение осуществляется обществом и для целей общества и, соответственно, имеет определенные общественные функции. Усовершенствование форм и способов общения неразрывно связано с развитием труда и сознания.
Общение является одним из самых важных профессиональных инструментов педагогической деятельности, что было доказано в исследованиях А. Бодалева, Н. Кузьминой, В. Кан-Калика, А. Леонтьева, А. Мудрика, А. Щербаковой и других ученых. Все начинается с учителя, с его умения организовать с учениками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.
Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, которое осуществляется знаковыми способами и направленно на важные изменения состояния, поведения и индивидуальных превращений партнеров [1, с.261]. Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от учителя ученикам так же, как и в обмене личностными характеристиками, связанными с жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности как учеников, так и учителя, и таким образом полноценное педагогическое общение является полифункциональным. Оно обеспечивает обмен информацией и сопереживанием, познание личности и самоутверждение, продуктивную организацию взаимодействия. Обмен информацией и отношениями реализовывает коммуникативную сторону общения, познание личности и самоутверждения – перцептивную, а организация взаимодействия – интерактивную.
Общение учителя с учениками – специфично потому, что по статусу они выступают с разных позиций: учитель организовывает взаимодействие, а ученик воспринимает его и включается в него. Задача учителя – помочь ученику стать активным соучастником педагогического процесса, обеспечить условия реализации его потенциальных возможностей, то есть обеспечить субъект-субъектный характер педагогических отношений, что особенно актуально в современных условиях обучения.
Субъект-субъектный характер педагогического общения – принцип его эффективной организации, который состоит в равенстве психологических позиций, взаимной гуманистической направленности, активности учителя и учеников, взаимопроникновение в их мир чувств и переживаний, готовности восприятия собеседника, взаимодействия с ним.
Отличительными признаками педагогического общения на субъект-субьектной основе являются такие, как
- личная ориентация собеседников – готовность видеть и понимать друг друга, учитывать право каждого на выбор, на право не навязывать свою точку зрению, а помогать другому выбрать свой собственный путь решения проблемы;
- субъект-субъектный характер общения предусматривает равенство психологических позиций собеседников; учитель и ученики неравны в отношениях но, для обеспечения активности ученика следует избегать доминирование учителя, признавать право ученика на свои собственные ошибки. Ученики хотят, чтобы с ними работали на равных, прислушивались к их рассуждениям, поэтому задача учителя – учитывать следующее:
- проникновение в мир чувств и переживаний, общение по законам взаимного доверия, когда партнеры разделяют чувства, сопереживают друг другу;
- нестандартные приемы общения, т. е. отход от чисто ролевой позиции учителя.
В непосредственном педагогическом общении учителя с учеником происходит самое главное, что есть в педагогической деятельности, влияние личности на личность. Неправильное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, трудоспособности и, как следствие, появление стереотипных высказываний учеников, потому что у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В итоге появляется стойкое негативное отношение к учителю и к предмету. Обеспечение правильного стиля общения учителя с учениками осуществляется за счет владения коммуникативными умениями: владение социальной перцепцией, «чтение по лицу»; понимание, т. е. адекватным моделированием личности ученика, его психологического состояния по внешним признакам; умение «подавать себя» в общении с учениками; умение оптимально строить собственную речь в психологическом плане (вербальном и невербальном контакте с учениками) [2, с. 53].
Следовательно, проблема общения является центральной в педагогике, специфика педагогического общения состоит в том, что в ходе него происходит комплексное влияние на ученика с целью обеспечить эффективное обучение, воспитание и развитие личности.
Литература
- Бутенко Н. Ю. Коммуникативные процессы в обучении: учебник / Н.Ю. Бутенко. – К. : КНЕУ, 2004. – 383 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения / А.А Леонтьев. – Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1974. – 219 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Труфанова Т. В. Специфика педагогического общения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/obscheprofessionalnye-discipliny/file/48760-spetsifika-pedagogicheskogo-obshcheniya (дата обращения: 22.12.2024)- Конфликт: его сущность и основные характеристики
- Расчет электротехнических характеристик электротехнических материалов
- Естественнонаучные знания о пищевых добавках
- Специализация сельскохозяйственных предприятий
- Маркетинг в области растениеводства и животноводства
- Аппаратное и программное обеспечение ИТ-технологий
- Как развивать мышление
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3617 пользователей.
Отзывы