конспект урока Выявление неисправностей электрических машин без разборки
Выявление неисправностей электрических машин
без разборки
Внешний осмотр
Внешний осмотр электрических машин без снятия смотровых люков производят при всех видах обслуживания и ремонтов. При этом проверяют состояние крепления подшипниковых щитов, вентиляционных каналов, крышек моторно-осевых подшипников и сердечников полюсов. Ослабшие болты выявляют отстукиванием по центру головки их с силой, соответствующей размеру болта. Глухой или дребезжащий звук от удара будет у ослабленного болтового соединения. Ослабление болтов, заливаемых мастикой, определяют по растрескиванию или выкрашиванию мастики.
Внутренний осмотр
Внутренний осмотр начинают с проверки исправностей коллекторных люков, их нажимных устройств и плотности прилегания крышек. О наличии неплотности судят по обнаружению внутри машины пыли, грязи, снега, влаги. Неисправные крышки ремонтируют или заменяют новыми с последующей проверкой на плотность прилегания. При осмотре через открытые смотровые люки проверяют состояние коллектора, пайки петушков, бандажей, щеткодержателей, межкатушечных соединений, щеток и изоляции.
У коллектора обследуют рабочую поверхность. Цвет и рисунок поверхностной пленки (политуры) на коллекторных пластинах характеризуют общее состояние электрической машины. Нормально отполированная поверхность имеет равномерный темно-коричневый цвет с фиолетово-красноватым или каштановым оттенком. Общий износ коллектора вызывается абразивным и электроэрозионным износами.
Абразивный износ зависит от коэффициента трения и нажатия щеток, степени чистоты охлаждающего воздуха. Электроэрозионный износ является результатом неудовлетворительной коммутации машины, т. е. искрением щеток. Механическими причинами искрения является вибрация щеток, возникающая из-за недостаточного нажатия, высокой их твердости или неправильного износа коллектора, электрические причины — ухудшенная коммутация.
Наличие цветов побежалости на политуре коллектора, «слезок» припоя на петушках, межкатушечных соединениях и на корпусе, а также изменение цвета (потемнение) окрашенных частей указывают на имевший место перегрев. Последний возможен из-за недостатка охлаждающего воздуха вследствие его утечки или засорения вентиляционных каналов, перегрузки машины или искрения. Сильный перегрев является причиной расплавления припоя, нарушения контакта между концами проводников обмотки якоря и прорезями петушков коллектора, значительного увеличения переходных сопротивлений. Расплавленный припой может выступать не только наружу, но и проникать под изоляцию, где, растекаясь, замкнет якорную обмотку накоротко. При перегреве коллектора может возникнуть ослабление пластин, западание или выступание относительно общей поверхности коллектора. Опасной неисправностью является ослабление бандажей обмотки якорей, так как вызывает вибрацию секций, что приводит к повреждению изоляции или излому проводников.
Если рабочая поверхность коллектора, петушки, бандажи мика-нитового конуса закопчены, загрязнены маслом или пылью, но не имеют подгаров и оплавлений, их протирают безворсовой салфеткой, смоченной в бензине или техническом спирте. Спрессовавшуюся в продорожке щеточную пыль удаляют жесткой волосяной или капроновой щеткой. Незначительные подгары, выработку и неглубокие задиры устраняют зачисткой и шлифовкой коллектора брезентовым полотном или мелкой стеклянной шкуркой, укрепленной на деревянной колодке с круглым вырезом соответственно диаметру коллектора. Следует иметь в виду, что при любых видах механической обработки поверхности коллектора с нее снимается оксидная пленка (политура). Удаление политуры приводит к ухудшению коммутации. Поэтому рабочую поверхность коллектора зачищают и полируют только в случае необходимости, т. е если не удается снять загрязнение или подгар чистой тряпкой, смоченной в бензине. На движущемся тепловозе допускается чистка и шлифовка коллектора только в том случае, если тепловоз перемещается другим локомотивом или секцией со скоростью не более 3 км/ч. Причем обязательно присутствие второго лица, наблюдающего за работающим слесарем.
Износ коллектора тягового генератора глубиной до 0,3 мм (небольшие задиры и подгары) устраняют зачисткой или проточкой непосредственно на 1епловозе с помощью специального суппорта, укрепляемого на подшипниковом щите при снятом щеткодержателе.
При выполнении работ, связанных с исправлением поверхности коллектора и продувкой, следует соблюдать меры предосторожности от поражения током или пылью. Слесарь, выполняющий работы, должен быть в защитных очках и рукавицах.
Щеточный аппарат проверяют на надежность крепления всех элементов, отсутствие перекосов и заеданий его подвижных частей, загрязнения, подгаров, оплавлений, трещин и изломов, отколов и износа щеток. Ослабшие болтовые крепления подтягивают. Загрязненные поверхности протирают смоченной в бензине безворсовой ветошью. Для нормальной работы щеток весьма важна правильность положения щеткодержателя относительно коллектора Увеличенный зазор между торцом обоймы щеткодержателя и коллектором приводит к повышению свободного плеча (консоли), влияющему на изгиб щетки при работе, что вызывает дополнительный перекос и поломки ее. Малый зазор приводит к перебросам тока, что весьма опасно для нормальной работы машины. Нормальный зазор для тягового электродвигателя должен быть в пределах 2—4 мм. При осмотре щеток проверяют исправность и прочность крепления шунтов, пригонку резиновых амортизаторов. Износ щеток по высоте не должен
превышать допустимый, иначе возможны перекос и неполное нажатие их к коллектору, что в свою очередь вызывает перегрев, искрение,
а в некоторых случаях и заклинивание. Минимальная высота щетки
определяется расстоянием от контактной поверхности до заделки
шунта арматуры (не менее 5 мм для тягового генератора). Изношенные щетки снимают и заменяют новыми. В электрическую машину нельзя ставить щетки разных марок, так как это создает неодинаковый режим работы вследствие разности удельного сопротивления и приводит к перераспределению токов. Новые щетки предварительно пришлифовывают к коллектору стеклянной бумагой, рабочая сторона которой обращена к щетке (рис. 1). По окончании подгонки машину необходимо продуть сжатым воздухом.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кудряшова Е. . Выявление неисправностей электрических машин без разборки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/obscheprofessionalnye-discipliny/file/98377-vyyavlenie-neispravnostej-elektricheskikh-mashin-bez-razborki (дата обращения: 21.11.2024)- Разрешение конфликтов
- Расчет и анализ индивидуальных, общих агрегатных и средних индексов
- Искусство создания коллажа
- Как развивать мышление
- Рабочая тетрадь ОГКР
- Порядок страхования от пожаров
- Заимствованные слова.Приготовление жареных блюд из мяса