Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Выявление неисправностей электрических машин без разборки

Выявление неисправностей электрических машин

без  разборки  

Внешний осмотр

Внешний осмотр электрических машин без снятия смотро­вых люков производят при всех видах обслуживания и ремонтов. При этом проверяют состояние крепления подшипниковых щитов, венти­ляционных каналов, крышек моторно-осевых подшипников и сердеч­ников полюсов. Ослабшие болты выявляют отстукиванием по центру головки их с силой, соответствующей размеру болта. Глухой или дребезжащий звук от удара будет у ослабленного болтового соедине­ния. Ослабление болтов, заливаемых мастикой, определяют по рас­трескиванию или выкрашиванию мастики.

Внутренний осмотр

Внутренний осмотр начинают с проверки исправностей коллекторных люков, их нажимных устройств и плотности прилега­ния крышек. О наличии неплотности судят по обнаружению внутри машины пыли, грязи, снега, влаги. Неисправные крышки ремонти­руют или заменяют новыми с последующей проверкой на плотность прилегания. При осмотре через открытые смотровые люки проверяют состояние коллектора, пайки петушков, бандажей, щеткодержателей, межкатушечных соединений, щеток и изоляции.

У коллектора обследуют рабочую поверхность. Цвет и рисунок по­верхностной пленки (политуры) на коллекторных пластинах характе­ризуют общее состояние электрической машины. Нормально отполи­рованная поверхность имеет равномерный темно-коричневый цвет с фиолетово-красноватым или каштановым оттенком. Общий износ коллектора вызывается абразивным и электроэрозионным износами.

Абразивный износ зависит от коэффициента трения и нажатия щеток, степени чистоты охлаждающего воздуха. Электроэрозионный износ является результатом неудовлетворительной коммутации ма­шины, т. е. искрением щеток. Механическими причинами искрения является вибрация щеток, возникающая из-за недостаточного нажа­тия, высокой их твердости или неправильного износа коллектора, электрические причины — ухудшенная коммутация.

Наличие цветов побежалости на политуре коллектора, «слезок» припоя на петушках, межкатушечных соединениях и на корпусе, а также изменение цвета (потемнение) окрашенных частей указывают на имевший место перегрев. Последний возможен из-за недостатка охлаждающего воздуха вследствие его утечки или засорения венти­ляционных каналов, перегрузки машины или искрения. Сильный перегрев является причиной расплавления припоя, нарушения кон­такта между концами проводников обмотки якоря и прорезями петушков коллектора, значительного увеличения переходных сопро­тивлений. Расплавленный припой может выступать не только наружу, но и проникать под изоляцию, где, растекаясь, замкнет якорную обмотку накоротко. При перегреве коллектора может возникнуть ослабление пластин, западание или выступание относительно общей поверхности коллектора. Опасной неисправностью является ослабле­ние бандажей обмотки якорей, так как вызывает вибрацию секций, что приводит к повреждению изоляции или излому проводников.

Если рабочая поверхность коллектора, петушки, бандажи мика-нитового конуса закопчены, загрязнены маслом или пылью, но не имеют подгаров и оплавлений, их протирают безворсовой салфеткой, смоченной в бензине или техническом спирте. Спрессовавшуюся в продорожке щеточную пыль удаляют жесткой волосяной или кап­роновой щеткой. Незначительные подгары, выработку и неглубокие задиры устраняют зачисткой и шлифовкой коллектора брезентовым полотном или мелкой стеклянной шкуркой, укрепленной на деревян­ной колодке с круглым вырезом соответственно диаметру коллектора. Следует иметь в виду, что при любых видах механической обра­ботки поверхности коллектора с нее снимается оксидная пленка (по­литура). Удаление политуры приводит к ухудшению коммутации. Поэтому рабочую поверхность коллектора зачищают и полируют только в случае необходимости, т. е если не удается снять загрязне­ние или подгар чистой тряпкой, смоченной в бензине. На движу­щемся тепловозе допускается чистка и шлифовка коллектора только в том случае, если тепловоз перемещается другим локомотивом или секцией со скоростью не более 3 км/ч. Причем обязательно присут­ствие второго лица, наблюдающего за работающим слесарем.

Износ коллектора тягового генератора глубиной до 0,3 мм (не­большие задиры и подгары) устраняют зачисткой или проточкой непосредственно на 1епловозе с помощью специального суппорта, укрепляемого на подшипниковом щите при снятом щеткодержателе.

При выполнении работ, связанных с исправлением поверхности коллектора и продувкой, следует соблюдать меры предосторожности от поражения током или пылью. Слесарь, выполняющий работы, должен быть в защитных очках и рукавицах.

Щеточный аппарат проверяют на надежность крепления всех элементов, отсутствие перекосов и заеданий его подвижных частей, загрязнения, подгаров, оплавлений, трещин и изломов, отколов и износа щеток. Ослабшие болтовые крепления подтяги­вают. Загрязненные поверхности протирают смоченной в бензине безворсовой ветошью. Для нормальной работы щеток весьма важна правильность положения щеткодержателя относительно коллектора Увеличенный зазор между торцом обоймы щеткодержателя и коллек­тором приводит к повышению свободного плеча (консоли), влияюще­му на изгиб щетки при работе, что вызывает дополнительный перекос и поломки ее. Малый зазор приводит к перебросам тока, что весьма опасно для нормальной работы машины. Нормальный зазор для тягового электродвигателя должен быть в пределах 2—4 мм. При осмотре щеток проверяют исправность и прочность крепления шунтов, пригонку резиновых амортизаторов. Износ щеток по высоте не должен
превышать допустимый, иначе возможны перекос и неполное нажатие их к коллектору, что в свою очередь вызывает перегрев, искрение,
а в некоторых случаях и заклинивание. Минимальная высота щетки
определяется расстоянием от контактной поверхности до заделки
шунта арматуры (не менее 5 мм для тягового генератора). Изношенные щетки снимают и заменяют новыми. В электрическую машину нельзя ставить щетки разных марок, так как это создает неодинаковый режим работы вследствие разности удельного сопротивления и приводит к перераспределению токов. Новые щетки предварительно пришлифовывают к коллектору стеклянной бумагой, рабочая сторона которой обращена к щетке (рис. 1). По окончании подгонки машину необходимо продуть сжатым воздухом.

Раздел: Общепрофессиональные дисциплины СПО
Автор:
Мастер производственного обучения Липецкий политехнический техникум
Дата публикации: 22.10.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кудряшова Е. . Выявление неисправностей электрических машин без разборки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/obscheprofessionalnye-discipliny/file/98377-vyyavlenie-neispravnostej-elektricheskikh-mashin-bez-razborki (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию