Метод мозгового штурма
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Метод мозгового штурма
Выполнила
Студентка Ш-22 группы
Железняк Алина
Ейск, 2022г.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) — коллективный метод поиска идей и решений характеризующихся на творческой активности. Мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей есть, поменьше мере, несколько хороших, полезных идей для решения какой-либо проблемы.
Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году и сразу же получил широкое распространение.
Люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью его применения является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей.
Метод мозговой атаки широко используется в различных сферах деятельности. Наиболее эффективно мозговой штурм работает именно в группах, при коллективной работе, т.к. в этом случае проявляется эффект взаимодействия участников группы. Размер группы имеет значение, но если группа будет слишком маленькая, то некоторые взаимодействия могут быть потеряны. Если же группа будет слишком большая, то это может привести к хаосу.
- Метод "мозгового штурма":
- достаточно оперативен и надежен;
- это максимум идей за короткий отрезок времени;
- это отсутствие какой-либо критики;
- это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений. Его эффективность поразительна: например, 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей
- Этапы мозгового штурма
Мозговой штурм включает в себя следующие действия:
Определение проблемы, требующей решения. Проблема должна быть сформулирована ясно, точно и не допускать двусмысленного толкования;
Назначение (определение) куратора (лидера) мозгового штурма. Для этой роли выбирается человек обладающий навыками организации коллективной работы, имеющий четкое понимание поставленной проблемы и способный быть лидером группы;
Участники группы располагаются так, чтобы все они смотрели в одном направлении – на доску. На доске пишется проблема, требующая решения. Таким образом, участники команды будут смотреть на проблему, а не друг на друга. Это позволит создать более комфортную психологическую атмосферу для работы и эффективнее провести мозговой штурм;
Куратор должен следить, чтобы все участники группы включились в мозговой штурм;
Регистрирование на доске каждой идеи.
- Правила:
Никакой критики или дискуссий во время генерирования идей. Не допускается никаких негативных высказываний по поводу предлагаемых решений. Участники должны сосредотачиваться на проблеме, а не на критике предлагаемых решений. Оценка решений выполняется после завершения «генерации» идей;
Никаких ограничений. Приветствуются любые, даже самые абсурдные идеи;
Количество лучше, чем качество. Чем больше идей будет предложено, тем выше шансы на успешное решение проблемы;
Комбинирование и совершенствование. Для того чтобы получить новые идеи необходимо комбинировать и изменять сделанные предложения. Допустимы даже самые незначительные изменения и неправильные толкования представленных идей.
Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.
- Техника проведения мозгового штурма
Собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора — разнообразие профессий, квалификаций, опыта (такой принцип позволяет расширить фонд информации, которой располагает группа).
- Продолжительность и время:
Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма и время колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени;
При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут;
Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).
- Достоинства метода и его недостатки
Достоинства метода: | Недостатки: |
активизируется творческое мышление; процесс коллективного обсуждения сближает участников группы и учит их эффективно работать в команде; процесс поиска идей избавляет от лени, шаблонного мышления, пассивности, подталкивая даже самых неактивных членов к творческому процессу; метод прост в использовании, его правила легко понять всем участникам процесса, кроме того, его проведение не требует специального оборудования и условий. | из-за поощрения любых, даже самых фантастических идей, члены группы могут уйти в сторону от реальной проблемы; среди выдвигаемых вариантов бывает непросто найти по-настоящему практичный вариант; наиболее опытные и активные участники могут начать претендовать на лидерство и стараться продвигать свои идеи, как наиболее продуктивные. |
- Виды мозгового штурма
Брейнрайтинг характеризуется письменной формулировкой обсуждающими вариантов решения проблемы. Участники записывают свои идеи и обмениваются листками. Таким образом, идеи, выдвинутые одним человеком, находят свое развитие с помощью фантазии и интеллекта других людей. Однажды фармацевты, проводя это мероприятие, посвященное созданию уникального продукта в свое время, совместив две записки, разработали уникальный продукт: шампунь-кондиционер в одном флаконе. Продуктивно сработал этот вид метод мозгового штурма.
Для осуществления второго способа полезна учебная доска. К ней обсуждающие прикрепляют клеящиеся листочки с записанными на них вариантами ответов. Результаты их интеллектуального штурма наглядны, они легко комбинируются и сортируются.
Обратный брейнсторминг. Суть метода: группе предлагается найти самые неудачные, неприемлемые решения проблемы, а затем преобразовать их в эффективные. Например, задача: придумать, как повысить лояльность клиентов интернет-магазина косметики. Провальные способы: забросать их спамом — 20 писем в день; повысить для них цены на категорию продуктов, которой они интересуются; отменить систему лояльности и т.д. Далее генерируются идеи, как превратить эти способы в эффективные. Например, мысль повысить цены на определенную категорию можно преобразовать в следующее: сделать спецпредложение на те продукты, которыми клиент интересовался в последнее время.
Более специализированным методом прогнозирования является метод Дельфи
Мозговой штурм - это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке. Он является эффективным способом решения множества задач, применение в различных ситуациях определенных видов мозгового штурма способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач. Однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Железняк А. П. Метод мозгового штурма // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/109804-metod-mozgovogo-shturma (дата обращения: 21.11.2024)- Лабораторный практикум по информатике
- Риски и копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формами девиантного поведения
- «Инфекционные болезни»
- Тематика индивидуальных проектов по русскому языку и литературе для учащихся СПО
- Понятие материальной ответственности работников. Виды материальной ответственности (полная и ограниченная). Условия материальной ответственности
- Работа с айсингом
- Генераторы тепла и автономное теплоснабжение зданий
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7658 пользователей.
Отзывы