Причины школьной дезадаптации
Термин «школьная дезадаптация» стал использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
(2 слайд)
Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром, это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
(3 слайд)
Если обойти научную терминологию, то, говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.
Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.
Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является сильнейшей стрессовой ситуацией. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными.
Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками поступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Компоненты школьной дезадаптации (4 слайд)
1. Когнитивный компонент– проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное, бессистемное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.
2. Эмоционально – оценочный (личностный) компонент – происходят нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным урокам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком и подростом формы отклонения к обучению. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.
3. Поведенческий компонент– систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, опозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма; слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.
Как правило, при развитой форме школьной дезадаптации все эти компоненты четко выражены. Однако возможно преобладание одного компонента при отсутствии других. Преобладание того или иного компонента в проявлениях школьной дезадаптации зависит от возраста, в котором возникла школьная дезадаптация, а также и от ее причин.
Каждая из форм школьной дезадаптации требует индивидуальных приемов коррекции. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение
Причины школьной дезадаптации( 5 слайд)
(6 слайд)1.Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации считаются минимальные мозговые дисфункции (ММД), риску возникновения ШД более всего подвержены дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении. Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.( 7 слайд)
2. Неврозы и невротические реакции. Ведущими причинами невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.
Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению.
3. Неврологические заболевания, в том числе с мигренью, эпилепсией, детским церебральным параличом, наследственными заболеваниями, перенесенный менингит.
( 8 слайд)4. Дети, страдающие психическими заболеваниями, в том числе умственной отсталостью (особое место среди первоклассников, которая не была диагностирована в дошкольном возрасте), аффективными расстройствами, шизофренией.
Другие авторы дают свою классификацию причин дезадаптации:
1. Индивидуально-личностный фактор - явные внешние и поведенческие отличия от сверстников.
2. Соматический фактор - наличие частых или хронических заболеваний, снижение слуха, зрения.
3. Социально-педагогический фактор - трудности взаимодействия между учеником и педагогом.
4. Коррекционно-профилактический фактор — слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей.
5. Семейно-средовой фактор - патологизирующие типы воспитания, тяжелый эмоциональный фон в семье, воспитательная непоследовательность, неблагоприятное социальной окружение, отсутствие эмоциональной поддержки.
6. Когнитивно-личностный фактор - нарушения психического развития ребенка (несформированность высших психических функций, задержка эмоционально-волевого и личностного развития).
Основные проявления школьной дезадаптации в начальной школе:
1.Неуспешность в обучении, отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам.
2.Общая тревожность в школе, боязнь проверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах.
3. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность.
4.Нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушения дисциплины и неподчинение школьным нормам.
5. Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость).
6. Неадекватная самооценка. При высокой самооценке - стремление к лидерству, обидчивость, высокий уровень притязаний одновременно с неуверенностью в себе, уклонение от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность, конформизм, безынициативность, несамостоятельность.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Железняк А. П. Причины школьной дезадаптации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/115708-soobshchenie-na-temu-prichiny-shkolnoj-dezadaptatsii (дата обращения: 15.11.2024)- Методы синтеза информации
- Разработка программы «Геометрика» в среде Delphi
- Методические указания для проведения самостоятельных работ по темам практических занятий по МДК 01.02 профессии Сварщик
- Учет поступления основных средств
- ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ
- Интеллекутальная игра "Умники и Умницы"
- Памятка «УМК» по системе Л.В.Занкова