Особенности подготовки студентов медицинского колледжа в условиях применения симуляционного обучения
Навыки, которые формируются в процессе обучения в медицинском колледже, условно делятся на виды деятельности, умения и практические навыки. Практические навыки охватывают умственные, сенсорные и мануальные действия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Умственные навыки заключаются в интерпретации результатов клинических исследований, обосновании методов диагностики и лечения пациента и т.д. Сенсорные навыки включают умения осуществлять общий осмотр пациента, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Мануальные навыки позволяют проводить периферическую вену катетеризацию, накладывать венозные жгуты, останавливать кровотечение и т.д.
Обучение студентов специальности "Лечебное дело" в медицинском колледже начинается с первого курса, где они осваивают базовые мануальные навыки в соответствии с учебным планом. На втором курсе студенты занимаются вмешательствами средней сложности и технологичными процедурами. На этом этапе широко используются алгоритмы действий с последовательным выполнением шагов. На третьем и четвертом курсах студенты учатся сочетать усвоенные навыки с клиническим мышлением. Для этого разрабатываются клинические задачи. Короткие клинические задачи предполагают усложнение тренировки за счет использования нескольких практических навыков одновременно. Сложные клинические задачи, помимо выполнения 2-3 практических навыков, включают в себя оценку состояния пациента, выявление отклонений от нормы, планирование диагностических и лечебных мероприятий.
Сформирование навыка — это длительный процесс. Научно доказано, что для того чтобы умение стало автоматическим, его необходимо повторить не менее 21 раза, а для закрепления требуется не менее 40 повторений. Таким образом, важно четко различать характерные особенности сформированного навыка и умения, которое еще не закрепилось. Навыки — это способность успешно выполнять поставленную задачу, обычно достигаемую через тренировку и практику; систематизированная и согласованная активность разума и/или тела; автоматизированное умение решать определенные виды задач, чаще всего связанные с двигательными навыками.
Характерные признаки навыка:
- управление движениями автоматизировано;
- сознание учащегося направлено на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи;
- слитность движений, т. е. объединение ряда элементарных движений в единое целое; - отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;
- высокая устойчивость действия;
- прочность запоминания действия.
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Характерные признаки «Умения»:
- управление движениями не автоматизировано;
- сознание учащегося загружено контролем каждого движения;
- невысокая скорость выполнения действий;
- действие выполнено неэкономно, со значительной степенью утомления;
- относительная расчлененность движений;
- нестабильность действия;
- непрочное запоминание действия;
- в процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.
При подготовке к практической деятельности принято выделять среди навыков технические или как их еще называют манипуляционные и нетехнические.
Технические (манипуляционные) навыки — по трудоемкости все манипуляции делят на простые (базовые), средней степени сложности и высокотехнологические.
Базовые технические навыки — манипуляции по уходу за пациентом (обработка полости рта, умывание, кормление, перестилание, переодевание, перемещение, помощь при отправлении естественных надобностей).
Вмешательства средней степени сложности — методы оценки состояние пациента (измерение температуры тела, подсчет числа сердечных сокращений, дыхательных движений), простейшие физиотерапевтические процедуры (компрессы, горчичники), неинфекционное применение лекарственных препаратов.
Высокотехнологические вмешательства — эти манипуляции сопряжены с нарушением целостности кожных покровов, контактом со слизистыми оболочками пациента: введение лекарственных средств инъекционным способом (внутрикожные, подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции), осуществление инфузий и трансфузий в периферические вены. Дренирование полых органов через естественные отверстия (аспирация желудочного содержимого и промывание желудка, дуоденальное зондирование, катетеризация мочевого пузыря, все виды клизм).
Нетехнические навыки — комбинация когнитивных (сбор информации, оценка ситуации, умение принимать решения) и социальных навыков (коммуникация, уметь работать в команде и др.)
К нетехническим навыкам относятся:
- навыки коммуникации,
- умения собирать информацию,
- правильная оценка полученной информации,
- прогнозирование развития события,
- принятие решения,
- обзор вариантов,
- взвешивание риска,
- умение доносить информацию и получать её,
- командная работа,
- умение и готовность ассистировать,
- координация, распределение полномочий,
- лидерство,
- планирование,
- расстановка приоритетов,
- оценка временного фактора,
- управление стрессом, оценка фактора усталости и многие другие.
Процесс формирования мануальных умений длительный, причем длительность будет зависеть от многих индивидуальных особенностей личности, но в любом случае требует большого числа повторений.
Задача преподавателя, в процессе формирования этого умения, вносить необходимые корректировки, чтобы умение формировалось правильно, чтобы в процессе неоднократного повторения не повторялись, а самое главное, не закреплялись ошибки. Только когда действие выполняется правильно, можно продолжить его повторение до выработки определенного автоматизма. Выработка автоматизма при выполнении определенного умения это уже сформированный навык. Сохранение навыка возможно только при регулярном использовании. В противном случае, при нерегулярном его использовании, навык утрачивается. Отработать и усвоить навыки помогают симуляционные техники и технологии, алгоритмы и стандарты, тренажеры и фантомы. Симуляционное обучение является обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих медицинских работников, важным этапом подготовки выпускников медицинских колледжей.
Выпускник обязан знать и уметь выполнять необходимый набор медицинских манипуляций. Начинать обучение целесообразно с простых манипуляций, освоения алгоритмов, и заканчивать отработкой действий в имитированных клинических ситуациях. Выполнение медицинской манипуляции должно соответствовать всем требованиям алгоритма (эталона), а также требованиям к обеспечению безопасности медицинского работника, пациента, окружающей среды и соблюдения правил этики и деонтологии.
Последовательное выполнение манипуляций с использованием симуляционного обучения или симуляционных техник позволяет контролировать процесс обучения, исправлять возникшие ошибки, дает возможность непрерывно совершенствовать навык, за счет неограниченного числа повторов тренируемого навыка.
Одной из проблем обучения в медицинском образовательном учреждении является широкая теоретическая подготовка и низкая подготовка практическим навыкам. В результате выпускники проходят трудный путь адаптации на рабочих местах, который в среднем занимает от 3 до 5 лет.
Причем следует отметить, что социальная адаптация также дается с большим трудом. Согласно ФГОС 3 поколения предусмотрено использование симуляционных техник и симуляционного обучения, как неотъемлемой части образовательного процесса.
Отработка мануальных навыков проводится посредством принципа этапности обучения. Конечная цель симуляционного образования ориентирована на формирование профессиональных компетенций.
Симуляция (simulatio — видимость, притворство) — создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, или же имитация какого-либо физического процесса с помощью искусственной (механической или компьютерной) системы.
Симуляционное обучение активно используется в медицине и является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования.
Следовательно, преимуществами симуляционных технологий являются безопасность обучения, как для пациента, так и для медработника, реализация индивидуального подхода к обучению, высокая усвояемость материала за короткий промежуток времени, возможность проследить динамику когнитивного роста, возможность обучения управлению рисками при оказании неотложной медицинской помощи, изучение редких случаев неотложных состояний.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бажанов В. В. Особенности подготовки студентов медицинского колледжа в условиях применения симуляционного обучения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/123368-osobennosti-podgotovki-studentov-meditsinskogo-kolledzha-v-usloviyakh-primeneniya-simulyatsionnogo-obucheniya (дата обращения: 15.11.2024)- Рабочая программа ПМ02 Обслуживание и ремонт электропроводок СПО по профессии 35.01.15
- Учебное пособие к практическому занятию
- Вирусные гепатиты
- Метод маленьких человечков
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УП.01 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА по профессии СПО 23.01.09 Машинист локомотива
- Подготовка сварочных материалов
- Воспитательная работа
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9889 пользователей.
Отзывы