Эффективность бумбокса с настольными играми "Умняша" для развития словесно-логического мышления младших школьников 2 класса во внеурочной деятельности
Применение бизибокса с настольными играми «Умняша» для развития словесно-логического мышления младших школьников 2 класса во внеурочной деятельности
Мешалкина Виктория Михайловна
Студентка 4 курса специальности 44.02.02 ГАПОУ СО «НТПК №1»
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема развития словесно-логического мышления у учащихся второго класса во внеурочной деятельности. Обосновывается необходимость целенаправленного педагогического сопровождения этого процесса в связи с возрастными особенностями младших школьников и ограниченными возможностями урочной системы. В качестве эффективного средства предлагается использование специализированного бизибокса «Умняша», содержащего набор настольных игр. Раскрывается теоретико-методологическая база исследования, анализируются психолого-педагогические особенности второклассников и специфика внеурочной деятельности как ресурса развития мышления. Подробно описывается потенциал настольных игр комплекса «Умняша» для формирования ключевых операций словесно-логического мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и установления причинно-следственных связей.
Ключевые слова. Словесно-логическое мышление, младшие школьники, второклассники, внеурочная деятельность, бизибокс, настольные игры, универсальные учебные действия (УУД), ФГОС НОО, игровые технологии, развитие мышления, познавательные процессы.
Современный этап развития российского образования, детерминированный внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), характеризуется переходом от парадигмы «знаний, умений, навыков» к системно-деятельностному подходу. Ключевым результатом обучения в рамках этого подхода становится формирование универсальных учебных действий (УУД). Среди комплекса УУД особое, стержневое значение занимает развитие мышления учащихся.
Особую остроту проблема развития словесно-логического мышления приобретает во втором классе. Это критический период, когда у ребенка завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Ключевым ресурсом в этой связи выступает внеурочная деятельность. Она предоставляет уникальную возможность объединить целенаправленное педагогическое воздействие с игровой формой, которая является естественной и наиболее привлекательной для ребенка младшего школьного возраста. В последние годы в арсенале педагогов появились инновационные инструменты, идеально вписывающиеся в формат внеурочной работы, – образовательные бизибоксы (тематические наборы материалов в коробке) и комплекты настольных игр. Их потенциал заключается в комплексном воздействии на когнитивную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы личности ребенка.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение специализированного бизибокса «Умняша», содержащего подборку настольных игр, для развития словесно-логического мышления второклассников представляется чрезвычайно актуальным. Это отвечает вызовам современного образования, познавательным потребностям самих детей, потребностям практикующих педагогов в эффективных методических инструментах.
Рассмотрим психолого-педагогическую сущность словесно-логического мышления.
Словесно-логическое мышление – это вид мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций и языковых средств, который функционирует на базе языковых знаков и предполагает умение оперировать ими по законам логики. В младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Как отмечал Л.С. Выготский, младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития понятийного мышления, когда обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка [2].
Ключевыми компонентами СЛМ, развиваемыми у второклассников, являются:
- Анализ и синтез: умение расчленять объект на составляющие части и объединять их в целое.
- Сравнение: умение находить сходства и различия между предметами, явлениями, понятиями.
- Обобщение и классификация: способность мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.
- Абстрагирование: мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
- Установление причинно-следственных связей: умение понимать и выстраивать логические цепочки.
- Умение строить умозаключения: способность на основе имеющихся суждений выводить новое суждение.
Формирование этих операций происходит в неразрывной связи с речью. По мнению Ж. Пиаже, младший школьный возраст соответствует стадии конкретных операций, когда логические операции нуждаются в опоре на наглядность и конкретные примеры [3].
С точки зрения развития мышления, для второклассников характерно:
- Преобладание наглядно-образного мышления при активном становлении логического.
- Эгоцентричность мышления, которая мешает ребенку посмотреть на ситуацию с точки зрения другого.
- Недостаточная сформированность произвольности психических процессов (внимание, память, мышление требуют внешней стимуляции).
- Активное развитие внутренней речи.
- Повышенная эмоциональность и восприимчивость.
Эти особенности обуславливают необходимость использования методов и приемов, которые сочетают в себе наглядность, практическую направленность, игровую форму и элементы логического анализа.
Рассмотрим потенциал внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, в соответствии с ФГОС НОО, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее потенциал для развития СЛМ заключается в следующих особенностях:
1. Свободная, нерегламентированная атмосфера, снижающая психологическое напряжение.
2. Опора на интересы и инициативу ребенка, создающая высокую внутреннюю мотивацию.
3. Возможность использования разнообразных, в том числе игровых, форм работы.
4. Межпредметный и интегративный характер, способствующий формированию гибкого, системного мышления.
5. Ориентация на сотрудничество и коммуникацию, стимулирующая речевое взаимодействие и аргументацию.
Рассмотри бизибокс «Умняша» как средство развития словесно-логического мышления.
Стоит уделить внимание концепции и структуре бизибокса.
Бизибокс «Умняша» – это не просто коллекция игр, а систематизированный дидактический модуль. Его структура может включать:
- Комплект настольных игр (3-5 видов), отобранных по принципу взаимодополняемости.
- Методические рекомендации для педагога.
- Дидактические материалы: карточки, жетоны, игровые поля, фишки.
- Инструмент рефлексии: «Дневник успеха Умняши».
Преимущество бизибокса перед разрозненными играми заключается в его системности, мобильности и возможности быстрой адаптации под потребности конкретной группы детей.
Рассмотрим конкретные примеры игр, которые могут входить в бизибокс, и их вклад в развитие словесно-логического мышления.
Игра «Словоград» (аналог «Эрудита» для детей).
Суть: Составление слов из букв на игровом поле.
Развиваемые операции:
- Анализ и синтез: анализ набора букв и синтез из них целостного слова.
- Обобщение: при составлении слов на определенную тему.
- Построение суждений: обоснование реальности составленного слова.
- Связь с программой: темы «Алфавит», «Правописание безударных гласных», «Лексическое значение слова».
Игра «Логическая мозаика» (аналог «Dixit»).
Суть: Найти ассоциативную связь между изображением на карточке и словом-подсказкой.
Развиваемые операции:
- Сравнение и аналогия: поиск скрытых общих признаков в изображениях.
- Развитие речи и понятийного аппарата: необходимость подобрать точную, но не прямолинейную подсказку.
- Умозаключение: построение цепочек рассуждений для отгадывания карты.
Игра «Почемучкин детектив» (аналог игр-рассуждений).
Суть: Отгадать объект по серии логических подсказок.
Развиваемые операции:
- Классификация: отнесение загаданного объекта к определенному классу по первой подсказке.
- Установление причинно-следственных связей: выстраивание логической цепи между подсказками.
- Исключение: мысленное отсечение неподходящих вариантов.
- Связь с программой: подготовка к решению текстовых задач по математике и пониманию научно-популярных текстов по окружающему миру.
Стоит отметить методику организации работы с бизибоксом «Умняша» во внеурочной деятельности.
Работу с бизибоксом рекомендуется строить в несколько этапов:
1. Диагностический этап (1-2 занятия): Педагог через свободную игру наблюдает за детьми, выявляя исходный уровень развития их речевых и логических навыков.
2. Целевой этап (5-7 занятий): Педагог формирует малые группы (2-4 человека) и организует игровые сессии с определенной игрой из бизибокса, ставя перед группой конкретную развивающую задачу. Например: «Сегодня мы играем в "Словоград", и наша цель – не просто составить самое длинное слово, а придумать к нему три слова-ассоциации».
3. Интегративный (творческий) этап (2-3 занятия): Дети, объединенные в команды, проходят «игровой марафон», используя все игры из бизибокса. Поощряется не только правильность, но и креативность, умение работать в команде, аргументировать свою позицию. Завершением этапа может стать создание коллективного продукта – «Словаря логических слов» или написание небольшого рассказа с использованием слов, освоенных в играх.
Игры данного комплекса, подобранные с учетом программных требований, в ненавязчивой форме упражняют детей в выполнении основных логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), обогащают их словарный запас и развивают связную речь.
Таким образом, бизибокс «Умняша» трансформирует внеурочную деятельность из второстепенного элемента в мощный ресурс для целенаправленного развития словесно-логического мышления и достижения метапредметных образовательных результатов, заложенных во ФГОС НОО. Это обеспечивает не только формирование конкретных умений, но и воспитание устойчивого познавательного интереса, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
2. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 528 с.
3. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мешалкина В. М. Эффективность бумбокса с настольными играми "Умняша" для развития словесно-логического мышления младших школьников 2 класса во внеурочной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/131818-effektivnost-bumboksa-s-nastolnymi-igrami-umnyasha-dlya-razvitiya-slovesno-logicheskogo-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-2-klassa-vo-vneurochnoj-deyatelnosti (дата обращения: 10.12.2025)
