Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Перспективно-опережающие самостоятельные работы студентов

Перспективно-опережающие  самостоятельные работы студентов

Опережающее обуче́ние — вид обучения, при котором  основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления обучающихся, опережающее их возрастные возможности.

Перспективно-опережающие  самостоятельной работы проводятся с целью формирования у обучающихся активности в учебной работе, формирования устойчивой положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности и позволяют увеличить количество учебного времени на изучение трудных тем учебной дисциплины. Предполагается такое построение учебного процесса, при котором какая-то часть работы по теме, выполняемая студентами самостоятельно, предшествует совместному изучению учебного материала в группе с преподавателем. 

В основе организации перспективно-опережающего обучения принципы развивающего обучения: продвижение вперёд быстрым темпом, принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип раннего перспективно-опережающего введения будущих знаний, принцип осознанной мотивации учебной деятельности.

Как и любая друга такая самостоятельная работа носит деятельностный харак­тер и поэтому в ее структуре можно выделить компонен­ты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечива­ющие успешное выполнение самостоятельной работы:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  2. Четкая постановка познавательных задач.
  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  5. Определение видов консультационной помощи
  6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные ра­боты, тесты, семинар и т. д.).

При организации самостоятельной  работы необходимо  различать три уровня самостоятельной дея­тельности студентов:

  1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.
  2. Реконструктивный уровень.
  3. Творческий, поисковый.
  4. Тренировочныесамостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в уз­навании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.
  5. Реконструктивныесамостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
  6. Творческаясамостоятельная работа требует анализа про­блемной ситуации, получения новой информации. Сту­дент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения.  Это учебно-исследовательские и творческие задания.

Дидактические цели перспективно-опережающих самостоятельных работ:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных и внеаудиторных занятий;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
- формирование  волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Применение опережающих заданий позволяет пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии, практические работы, деловые игры.

Такие работы будут эффективными если  являются практически значимыми  и полезными для студентов;  связаны с их жизнью;  вызывает интерес и   максимально служит целям обучения. 
Опережающие задания  можно подбирать для индивидуальной и групповой работы. Индивидуальные работы предусматривают учет реальных учебных возможностей студентов при постановке задачи. Они должны быть разными по сложности, объему, срокам исполнения, характером учебно-познавательной деятельности, качеством и количеством источников для выполнения и т. Групповые опережающие задачи должны быть общими для группы студентов, но ориентированными на самостоятельную работу каждого студента.

Они могут быть предшествующими и перспективными. Первые позволяют готовиться к изучению новых тем. Вторые работают на более далекую перспективу.

Для того чтобы организовать такой вид самостоятельной работы преподаватель должен хорошо знать содержание учебной дисциплины или профессионального модуля, тематическое планирование и требования к знаниям и умениям студентов.

Например, при изучении профессионального модуля  «Методическое обеспечение образовательного процесса» по специальности  44.02.01 Дошкольное образование при изучении темы Теоретические  основы методической работы  воспитателя детей дошкольного возраста студенты изучают различные виды методических материалов и требования к их разработке. Необходимым условием выполнения работы является обращение к учебному материалу следующих тем «Способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта», «Особенности подходов и педагогических технологий дошкольного образования», Содержание педагогического портфолио достижений, «Особенности организации проектной деятельности в области дошкольного образования».

Изучая тему «Способы распространения и обобщения педагогического опыта» снова обращаемся к вопросам технологий, проектирования, содержанию портфолио достижений. Изучая структуру годового плана работы в ДОУ обращаемся  к материалу еще не изученных тем «Основы организации опытно – экспериментальной работы», «Исследовательская и проектная деятельность воспитателя», т.к эти разделы обязательно присутствуют в годовом плане. Поэтому без знания основных положений данных тем невозможно усвоить изучаемую тему. Таким образом,  еще до изучения трудной темы студенты обращаются к ее учебному материалу. Тем самым увеличивается количество времени на усвоение достаточно трудного для студентов учебного материала. Для студентов с трудностями в обучении организуется многократное повторение учебного материала, причем в различных ситуациях, что позволяет его не только запомнить, но и осознать его  и научиться применять.

Одним из важных предметов профессионального цикла на педагогических специальностях является психология. Программа построена таким образом, что практически половину учебного времени изучается общая психология,  т.к без ее знания невозможно изучение других разделов психологии. Но так как знание возрастной психологии необходимо для педагогической практики для выполнения практических работ для решения педагогических задач, то при изучении психических познавательных процессов, свойств,   состояний личности происходит обращение к вопросам возрастной психологии с учетом специальности. Например, при изучении всех познавательных процессов студенты изучают особенности их развития в конкретном возрасте. Задания,  которые они выполняют при этом,  предполагают работу с теоретическим материалом и выполнение практических заданий.
При изучении предметов психолого-педагогического цикла опережающий характер могут носить следующие виды самостоятельной работы: подготовка к практическим работам, выполнение практических работ, самостоятельная работа с учебной литературой,  анализ и решение педагогических ситуаций, подготовка к деловым играм, семинарам, подготовка сообщений и др.

 Анализ учебника психологии  И. В. Дубровиной показывает, что после многих тем есть задания проблемного характера, которые можно использовать для организации перспективно-опережающий  самостоятельной работы.

Например, уже после изучения  темы «Мозг и психика» можно использова следующие задания:

1.Нередко учителя и родители жалуются, что ученики 1 класса не могут организовать себя, часто отвлекаются, не могут составить план ответа. С какими особенностями созревания мозга это связано? Что следует делать в таких ситуациях?

2.Проанализируйте результаты исследования, проведенного английскими исследователями М. Прингл и В. Бейслоу. Они изучали особенности психического развития детей 8, 11 и 14 лет, которые с рождения воспитывались в приюте. По результатам исследований дети разделились на две неравные группы. В первую группу попали 70 % детей, которые сильно отставали в развитии, имели серьезные эмоциональные и личностные нарушения. Во вторую - 30 % детей, по уровню своего психического развития не отличавшихся от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Оказалось, что дети второй группы, несмотря на долгое пребывание в приюте, были любимы, ценились кем-то из взрослых помимо работников приюта. Они имели родственников и опекунов. Дети, принадлежащие к первой группе, таких отношений не имели.

Одним из распространенных видов перспективно-опережающей самостоятельной работы является  подготовка сообщений, что  при правильной организации решает важные дидактические задачи, особенно на начальном этапе обучения. Студенты готовят сообщения по интересным для них вопросам, что способствует формированию мотивации к учению и познавательного интереса. Выступление с информацией помогает студентам преодолеть внутреннюю неуверенность, способствует раскрепощению, более полному проявлению своих сил и возможностей. 

Особо следует остановиться на решении педагогических ситуаций. Без опережающей самостоятельной работы их невозможно научиться решать, т.к. каждая ситуация требует знаний по многим темам в том числе и неизученным. Поэтому в процессе анализа ситуации студенты к ним обращаются и самостоятельно изучают. Преподаватель оказывает помощь. Создаются условия для усвоения и запоминания учебного материала, так как  он активно используется и осмысливается.

Семинар  так же часто применяемая форма обучения и контроля самостоятельной работы студентов, своеобразная форма коллективного подведения ее итогов. Но подготовка к ним является для студентов наиболее сложным видом самостоятельной работы.

Каждое семинарское занятие — это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, спорить, доказывать свою точку зрения теоретически объяснять жизненные явления.

По содержанию подразделяют семинарские занятия на три основные группы:

- в одном случае их целью является углубленное изучение отдельных, наиболее важных, вопросов той или иной темы;

- в другом — всей темы, если материал ее не представляет больших трудностей;

- в третьем - обобщение всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной программы.

Формы проведения семинара.

  1. Повторительно-обобщающий:
  2. Семинар – изучение нового материала:
  3. Семинар — сочетание обобщения с изучением нового материала:

Нужно отметить, что семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:

- самостоятельным изучением студентами программного материала;

- обсуждением результатов их последующей деятельности.

Используя в практике метод опережающей самостоятельной работы, следует учитывать некоторые особенности.    Студенты первых курсов, психологически не готовые к самостоятельной учебной деятельности и не имеющие специальных умений, не всегда получают желаемый результат при выполнении практического задания опережающего характера. Однако психологическая поддержка преподавателя, искренний интерес к достигнутому результату усиливают личный интерес студента к самостоятельной работе. Опережающая самостоятельная работа теоретического характера успешна и эффективна только тогда, когда студентам доступна; необходимая литература; не следует давать задания, если студенты не могут свободно работать с источниками, это вызывает у них чувство неудовлетворенности и нежелание браться за невыполнимую работу. Любое практическое задание, носящее опережающий характер, должно быть выполнено не один раз, чтобы избежать закрепления возникших ошибок, поэтому на анализ и повторные практические выполнения заданий необходимо иметь резерв рабочего времени.

Использование в практике метода опережающей самостоятельной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические работы  интереснее, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность студентов, сформировать устойчивую положительную мотивацию учения.

Одним из важных принципов организации  самостоятельной  работы опережающего характера является принцип связи обучения с жизнью. Опыт показывает, что студент должен осознавать необходимость заглядывать вперед, понимать зачем это нужно, почему без этого нельзя.

Студенты должны знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться.

Преподаватель должен знать  уровень развития студентов и перспективу их развития, уметь формулировать задания для самостоятельной работы разных типов. Составлять алгоритм ее выполнения и критерии оценивания. При контроле таких работ более значима не административная функция контроля, а дидактическая,  обучающая. Выполнение таких заданий обязательно анализируется.

Данный вид самостоятельной работы  можно использовать в группах с различным уровнем восприятия и осознания учебного материала, корректируя при этом виды и сложность предлагаемых заданий. Применять опережающие задания можно в процессе преподавания любого учебного предмета.

Литература:

  1. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2012. С 134-141.
  2. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2010, с.114-115.
  3. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Самостоятельная работа студентов С. 15-24. – (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).
  4. Пучков О.А., Солопова Н.С. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы) /Правоведение. -1991. - № 4. - С. 71 - 75.
Раздел: Профессиональные модули СПО
Автор:
преподаватель, ОГА ПОУ БПК
Дата публикации: 25.10.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Полевикова Р. Е. Перспективно-опережающие самостоятельные работы студентов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/62666-statya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию