Система организации профориентационной работы с воспитанниками Кронштадтского морского кадетского военного корпуса
Опыт организации и проведения профориентационной работы
по подготовке воспитанников Кронштадтского морского кадетского
военного корпуса к поступлению в общеобразовательные учреждения
Военно-Морского Флота.
Шкатула В.Н., педагог-психолог, к.пс.наук
Н.В. Афанасьева, педагог-психолог
ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус» МО РФ
Кронштадтского района
Санкт-Петербург
Основы профессионального самоопределения закладываются еще в начальной школе, когда ребенок отдает предпочтение в выборе различных кружков, спортивных секций, факультативных занятий. Проявляя интерес, он как бы пытается попробовать себя в различных видах деятельности. Значение интересов в жизни человека велико: именно они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают в последующем преодолевать трудности и препятствия, встречающиеся в профессионально трудовой деятельности.
Со временем интересы могут переходить в склонности — активное стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и стремление самому действовать в этом направлении.
В Кронштадтский морской кадетский военный корпус дети с различных регионов России поступают в пятый класс. Выбор данного образовательного учреждения обусловлен у них наличием интереса к военно-морской службе. Этот интерес сформирован на отрывочных бессистемных знаниях и зачастую носит неустойчивый характер, связанный зачастую лишь с внешней атрибутикой профессии. Исходя из этого, при поступлении подростка в КМКВК, вся деятельность командования и педагогического состава должна быть направлена направлена на формирование у воспитанников осознанного выбора профессии военного моряка, любви к Родине, готовности к ее защите.
Основными направлениями работы педагогического состава корпуса по военно-профессиональной ориентации кадет являются:
- военно-профессиональное просвещение с целью ознакомления кадет с особенностями воинской деятельности, требованиями, которые предъявляет военная служба. Разъяснение правил приема и порядка обучения в ВУЗы ВМФ;
- военно-профессиональное воспитание с целью формирования интересов, профессионально-важных качеств, мотивов выбора профессии офицера ВМФ, соответствующих ценностных ориентаций;
- социально-психологическое изучение кадет, определение степени соответствия профессиональных особенностей и подготовленности кадета к обучению в ВУЗах ВМФ;
- военно-профессиональное консультирование с целью выяснения мотивов выбора профессии и оказание помощи в выборе профиля и специальности.
Условно профориентационная работа в корпусе делится на 3 этапа:
5-7 классы – формирование военно-профессиональной (морской) направленности;
8-9 классы – предпрофильная подготовка;
10-11 классы - оказание помощи в выборе конкретной военной специальности.
В младших классах основное внимание уделяется агитационно-разъяснительной работе по повышению престижа военной профессии, развитию интереса к профессии морского офицера, формированию соответствующих ценностных ориентаций. Для решения данных задач воспитателями учебных подразделений, совместно с педагога-психологами проводится информирование о перспективах развития военно-морского флота и Черноморского флота в частности с приглашением представителей ВУНЦ ВМФ «ВМА»; организуются встречи и беседы с ветеранами ВМФ, выпускниками корпуса, проходящими службу на флотах Военно-Морского Флота. У кадет в соревнованиях и конкурсах по морской тематике, городских и районных праздничных мероприятиях; выезд с экскурсиями на боевые и учебные корабли ВМФ позволяет кадетам через собственную практическую деятельность прочувствовать специфику военно-морской службы.
Также большое внимание педагогическим составом КМКВК уделяется организации развивающей среды, дающей возможность подростку с первых дней нахождения окунуть в военно-морскую среду, проникнуться духом военного моряка. Во всех учебных подразделениях интерьер помещений включает в себя стенды и плакаты, отражающие специфику морской службы, разнообразие боевых кораблей и подводных лодок. В комнатах досуга учебных рот размещены агитационно-раздаточный материалы обо всех военно-морских учебных заведениях высшего и факультетах среднего образования, что оказывает непроизвольное
Большое влияние на формирование осознанного выбора профессии военного моряка, будущих абитуриентов ВМУЗов по опросам воспитанников оказывает участие кадет младших классов в экскурсиях по местам боевой славы, посещение боевых кораблей, оставляя неизгладимое впечатление у юных воспитанников.
На следующих этапах работа по профориентации приобретает более практическую направленность, включающую:
- ознакомление кадет со спецификой обучения в ВУЗах ВМФ, их материально-технической базе;
- проведение практических и лабораторных занятий, занятий по военно-морской тематике на базе военно-морских институтов ВУНЦ ВМФ;
- привлечение выпускников к реализации совместных с ВУЗами ВМФ научных проектов;
- организацию встреч с представителями кафедр и факультетов ВУЗов ВМФ;
- посещение дней открытых дверей в ВУЗах ВМФ;
- участие в совместных мероприятиях с курсантами ВУНЦ ВМФ «ВМА» (например, военно-морской пентатлон на базе Военно-морского политехнического института).
Большая роль в организации профориентационной работы воспитанников отводится психологической службе КМКВК. Педагогами –психологами Службы в рамках профориентации регулярно проводятся:
- углубленная психологическая диагностика (изучение психических познавательных процессов, изучение свойств нервной системы, психологических особенностей личности кадет, военно-профессиональной направленности);
- мониторинг развития профессионально-важных качеств кадет необходимых для будущих военных моряков;
- систематическое консультативное сопровождение кадет и их законных представителей по вопросам профессионального самоопределения, оказание помощи в выборе ВУЗа ВМФ, конкретной специальности.
Самое серьезное внимание в Кадетском корпусе уделяется повышению роли военно-морской подготовки (ВМП) в формировании готовности воспитанников кадетского военного корпуса к поступлению в высшие военно-морские учебные заведения, на всем протяжении обучения в корпусе.
Военно-морская подготовка кадет организуется в ходе урочной деятельности при изучении образовательной программы «Основы военно-морской подготовки» для 5-11 классов, внеурочной и внеклассной деятельности, занятий в системе дополнительного образования, в ходе шлюпочной и морской практики. Результатом военно-морской подготовки является приобретение кадетами знаний, навыков и умений яхтенного рулевого, старшины шлюпки и судоводителя маломерного судна.
Особенностью построения образовательной деятельности по формированию готовности кадет к поступлению в военно-морские учебные заведения является практическая направленность занятий в объединениях дополнительного образования.
Причем программа основного и дополнительного образования по военно-морской подготовке согласованы таким образом, что после прохождения определенных тем на уроке, кадеты в дополнительном образовании отрабатывают эти темы на практике.
Для закрепления теоретических навыков управления кораблем и маломерным судном с кадетами проводятся занятия на тренажере «Шторм», который был поставлен в корпус, благодаря поддержке начальника Военно-морской академии и Главнокомандующего ВМФ. Несмотря на загруженность учебных площадей корпуса, мы изыскали возможность и разместили тренажерный класс. Этот тренажер создает полный визуальный эффект управления катером.
Особый интерес у кадет вызывают занятия на тренажере «Мостик» Военно-морского института дополнительного образования. При отработке задач по маневрированию корабля, наши выпускники выполняют роли вахтенного офицера, рулевого, штурмана, радиометриста на ходовом посту корабля.
Визуальные эффекты тренажера позволяют проводить швартовку корабля в главных базах ВоенноМорского Флота, осуществлять маневры по расхождению с судами и боевыми кораблями в турецком проливе Босфор. На тренажере можно также создавать штормовую обстановку, качку корабля. Создается полное ощущение морской болезни, с которой наши кадеты успешно борются.
При изучении организации борьбы за живучесть корабля, с кадетами проводятся практические занятия на учебно-тренировочном комплексе, где создаются различные аварийные ситуации. Кадеты отрабатывают навыки применения аварийно-спасательного имущества при борьбе с водой при затоплении аварийного отсека, знакомятся с методикой борьбы с пожаром на корабле.
Полученные в течение учебного года знания, навыки и умения военно-морской подготовки кадеты закрепляют и развивают в ходе учебных практик.
Рост числа выпускников Корпуса решивших связать свою будущую профессиональную деятельность с Военно-морским флотом свидетельствует о том, что целенаправленная и плановая работа командования и преподавательского состава по подготовке кадет к поступлению дает свои положительные результаты.
Уверены, что количество выпускников корпуса связывающих свою будущую профессиональную деятельность с выбором военно-морских специальностей будет только расти.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шкатула В. Н. Система организации профориентационной работы с воспитанниками Кронштадтского морского кадетского военного корпуса // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/63440-sistema-organizatsii-proforientatsionnoj-raboty-s-vospitannikami-kronshtadtskogo-morskogo-kadetskogo-voennogo-korpusa (дата обращения: 31.12.2024)- Рыбные консервы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
- Новый профессиональный стандарт в работе врачей-преподавателей СПО
- Сергіту жаттығулары
- Диагностика волос и кожи головы
- Салат картофельный с крабами или кальмарами
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста