Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности

Хливецкая Анастасия Анатольевна

Студентка 4 курса

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский педагогический колледж №1».

Аннотация. В статье рассматриваются особенности внеурочной деятельности по развитию читательского интереса младших школьников.

Ключевые слова. Читательский интерес, внеурочная деятельность, младший школьный возраст.

Главную и большую роль в жизни и развитии человека, конечно, играет книга. И важное её значение  в период интенсивного становления личности – в детские годы. Ведь книги, которые мы читаем в детстве, запоминаются нам на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека.

Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию В.Г.Горецкий, О.В.Климанова, З.И.Романовская.

Большинство авторов по-разному представляют понятие читательский интерес. Но многие пришли к выводу, что читательский интерес - это направленный интерес, который проявляется в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности без помощи взрослых добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявлением читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы активно oриентирoватьcя в книжных окружениях, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как ocновном кoмпoненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.[2,с.7]

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. [3,с.159-160]

Внеурочная деятельность- это почти все виды деятельности школьников, в которой в сooтветствии c основной oбpазoвательнoй пpoгpаммoй oбpазoвательнoгo учреждения решаются задачи воспитания, развития интересов, фopмирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность обязательный компонент образовательного процесса c позиций ФГОС НОО. [4,с.23]

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. [4,с.11]

Картину мира помогает увидеть книга. Именно она развивает интеллект учеников. Многие школьники посещают библиотеки, отдыхают с помощи книги. Большой словарный запас закладывает в ребенка, прочтенная им детская книга, читая книги можно представить некоторые события, в которые нельзя вернуться.

Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса- это работа, осуществляемая после урока с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного интереса и развития обучающихся. Она предоставляет нам большие возможности для того, чтобы ученики смогли проявить интерес к чтению, сделать его в первую очередь любимым, но, к сожалению, в последнее время внеурочное занятие- это готовый сценарий, прорепетированный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на занятиях. В основе подготовки и проведения внеурочных занятий должны быть взаимный интерес и заинтересованность педагога и учащихся. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников. [2,с.14]

Формы внеурочной деятельности по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. Многие педагоги используют разнообразные формы работ.

Основные из них:

  • Литературная игра;
  • Состязание чтецов;
  • Театральный фестиваль;
  • Литературная гостиная;
  • Диспут;
  • Интервью.

Очень важно включать в систему знаний родителей учащихся. Они хорошие помощники для своих детей, именно они помогут детям разобраться в необходимости в чтении. Существует следующая форма работы с родителями - коллективная. Включение родителей в процесс развития читательского интереса учащихся проходит как теоретически, так и практически.

При планировании внеурочной деятельности по развитию читательского интереса следует предусматривать:

  • разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
  • сочетание произведений различных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами учителя и учащихся);
  • использование различных форм деятельности (выставка, викторина, экскурсия);
  • приемы активизации читательской самостоятельности учащихся (различного вида групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения).

Внеурочная деятельность является очень важным фактором развития читательского интереса. Главными задачами внеурочной деятельности являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, уважения к Родине, к русскому языку, формирование этнических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках литературы, так и на внеурочных занятиях.

Важно развивать интерес к чтению, с младшего школьного возраста, потому что именно в этот период происходят и закладываются читательские умения и навыки. Учитывая степень начитанности  у ребёнка, читательские наклонности, можно педагогически формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему.

Список литературы:

  • Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников./ А.Т.Алексеевская - М.- 2008- С. 18.
  • Братухина Л.П Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности./Л.П.Братухина – С.- 2012г – С. 94.
  • Кабанова-Меллер Е.Н «Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся»/Е.Н. Кабанова - Меллер - Москва: Просвещение - 2008. – С. 288.
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: введён 06. 10. 2009г., № 373 / Министерство образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2017. – 35 с.
Раздел: Профессиональные модули СПО
Автор:
студентка ГАПОУ "НТПК1"
Дата публикации: 15.12.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Хливецкая А. А. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/90085-razvitie-chitatelskogo-interesa-mladshikh-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию