Толстой Лев Николаевич

Страна Россия
Категория Писатели
Цитаты 72

28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя).

Один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. За свои взгляды был отлучен от церкви. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Впоследствии отказался от дальнейшей номинации.

Заголовок Категория
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою. Самовоспитание
Сказать, что я не могу сделать усилие для того, чтобы воздержаться от дурного поступка, – все равно, что признать себя не человеком, даже не животным, а вещью. Самовоспитание
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования Самовоспитание
Изменение в сознании по отношению к употреблению одуряющих веществ уже совершилось, люди поняли страшный вред их и начинают указывать его, и это незаметное изменение в сознании неизбежно повлечет за собой освобождение людей от употребления одуряющих веществ. Физическое воспитание, ЗОЖ
Если ты молодой человек, еще никогда не пивший, еще не отравленный ядом вина, – дорожи своей неиспорченностью и свободой от соблазна. Если ты вкусишь соблазна, тебе уже труднее будет побороть его. И не верь, чтобы вино увеличило твое веселье. В твои годы свойственно веселье истинное, хорошее веселье, и вино только из истинного, невинного веселья делает твое веселье пьяным, безумным и порочным. Физическое воспитание, ЗОЖ
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство. Физическое воспитание, ЗОЖ
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. Физическое воспитание, ЗОЖ
Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. От этого-то праздные люди заботятся о внешнем величии. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Благо людей в жизни. А жизнь в работе. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Как смешны требования людей, курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни, так же смешны требования людей научить их, как, продолжая вести жизнь ненравственную, можно было бы дать нравственное воспитание детям. Все воспитание состоит в бóльшем и бóльшем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всех возможных условиях жизни. И это же есть и самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и на своих детей, которые всегда невольно ближе всего к нам. Нравственное и правовое воспитание
Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою. Личность человека
Люди различаются еще тем, что одни прежде всего думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают. Личность человека
Самое простое и короткое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и служить другим как можно лучше. Нравственное и правовое воспитание
Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим. Нравственное и правовое воспитание
Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства. Нравственное и правовое воспитание
Человек немыслим вне общества. Коллектив, его воспитание
Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, – гипнотизацией, заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, – и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. И потому все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни. Методы и средства воспитания
Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Теоретические проблемы педагогики
Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Сущность и задачи педагогики
Наилучший учитель будет тот, у которого сейчас под рукою готово разъяснение того, что остановило ученика. Разъяснения эти дают учителю знание наибольшего числа метод, способность придумывать новые методы, и главное, – не следование одной методе, а убеждение в том, что все методы односторонни и что наилучшая метода была бы та, которая отвечала бы на все возможные затруднения, встречаемые учеником, т.е. не метода, а искусство и талант. Сущность и задачи педагогики
Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше; должен знать, что ежели он сам того не сделает, то другой, усвоив себе эту методу, на основании ее пойдет дальше, и что так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, – а развитие и совершенствование бесконечны. Сущность и задачи педагогики
Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. О просвещении и образовании
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знаний. О просвещении и образовании
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира. О просвещении и образовании