Сухомлинский Василий Александрович

Страна Россия
Категория Педагоги
Цитаты 135

Советский педагог-новатор, детский писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Заголовок Категория
Эмоциональная невоспитанность рождается там, где благородные душевные порывы не соединяются с волевыми усилиями, где человек не побуждается к творению добра и счастья для других. Нравственное и правовое воспитание
Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости в преодолении трудностей в других делах. Нравственное и правовое воспитание
Величие же и красота добра познаются лишь тем, кто переживает подлинную человеческую радость – радость творения добра для других людей. Нравственное и правовое воспитание
С того, что человек делает не то, что он должен делать, не то, что надо делать, а то, что ему хочется, начинается нравственное опустошение, развращение и падение. Нравственное и правовое воспитание
Человеческая гордость за свой труд – важнейший источник нравственной чистоты и благородства. Нравственное и правовое воспитание
Любовь к матери, к отцу, к дедушке и бабушке, братьям и сестрам – вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым – Родиной. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Именно в детстве, когда человек пытливо и жадно познает окружающую жизнь, он впервые переживает красоту того, что сам создал для людей, вначале для самых близких, родных. Не случайно слова Родина, Отечество – единокровные братья слов родить, отец. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Патриотическое видение окружающего мира как раз и состоит в том, что юный гражданин познает живую историю своей семьи, своих соотечественников, живших несколько столетий назад или давно ушедших в землю, во имя свободы и счастья которой они сражались. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Не может быть и речи о формировании души патриота, преданности идеям и идеалам, если в детстве, отрочестве, ранней юности ваш питомец не отдавал сил своей души для радостей другого человека. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Знания превращаются в фактор мировоззрения лишь тогда и при том условии, когда по отношению к знаниям человек занимает свою личную жизненную позицию. О научном мировоззрении
Знания лишь при том условии становятся фактором формирования научного мировоззрения, когда процесс учения является частицей многогранной интеллектуальной жизни воспитанника, когда начинается «игра» его интеллектуальных и волевых сил, когда учение открывает ему окно в мир и в этом мире перед ним открывается много интересного, увлекательного. О научном мировоззрении
Важнейшим принципом нашей воспитательной работы является участие каждого ребенка в жизни нескольких коллективов, каждый из которых открывает перед ним ту или иную сторону многогранной духовной жизни человека. Коллектив, его воспитание
Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений. Коллектив, его воспитание
Коллектив, в котором ребенок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребенка теряет всякий авторитет. Коллектив, его воспитание
Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Коллектив, его воспитание
Жить в обществе – это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей. Коллектив, его воспитание
Наказание не только крайняя форма принуждения, это также одна из форм гражданской оценки поведения человека. Наказание перевоспитывает лишь тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Методы и средства воспитания
Ничто так не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление. Оскорбление поднимает из тайников человеческого подсознания грубые, иногда звериные инстинкты. Мы не покончим с преступностью среди несовершеннолетних и юношества, пока не исчезнет эта нетерпимая черта педагогического бескультурья – оскорбления. Методы и средства воспитания
Похвала, поощрение ученика, коллектива – очень большая воспитательная сила: возрастает чувство собственного достоинства поощряемых, у них возникает желание поступать еще лучше. Методы и средства воспитания
Смысл воспитания, по существу, заключается в том, чтобы благородная мысль, возвышенная идея стали личным стремлением, идеалом, который, одухотворяя человека, открывает перед ним его собственную красоту. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Добрый ребенок не свалится с неба. Его нужно воспитать. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять допущенные в раннем детстве ошибки, а в том, чтобы не допускать этих ошибок, предупреждать необходимость перевоспитания. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Воспитание – это прежде всего человековедение. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновенья без активного умственного труда – что может быть глупее в таком тонком деле, как воспи-тание человека. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжать из детей все, что они могут дать. После таких «эффективных» уроков ребенок уходит домой уставший. Он легко раздражается и возбуждается. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога. Теоретические проблемы педагогики
Знать учителю в десять, двадцать раз больше, чем будет преподано на уроке, нужно для того, чтобы свободно владеть материалом, выбрать на уроке из великого множества фактов самые существенные. Если я знаю в двадцать раз больше, чем передаю ученикам, моя мысль и речь рождаются на уроке незаметно для учеников, «муки творчества» учителя не дергают их, они воспринимают материал без напряжения. Теоретические проблемы педагогики
Хороший педагог, не зная в деталях, как будет развиваться его урок, умеет пойти тем единственно необходимым путем, который подсказывает логика, закономерности мышления на самом уроке. Сущность и задачи педагогики
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Активная жизнь детской мысли – это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения