Дистервег Адольф

Страна Германия
Категория Педагоги
Цитаты 25

Немецкий педагог, либеральный политик.

Дистервег настойчиво выступал за светскую школу и невмешательство церкви в образовательный процесс, выдвинул требование единой народной школы.

Немецкого педагога можно по праву считать основоположником педагогического образования в Германии. Почти три десятилетия он был директором учительских семинарий – в Мерсе, на Рейне (1820 – 1832) и Берлине (1832 – 1847), где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Эти учебные заведения были образцовыми и готовили педагогические кадры для народной школы.

Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег удачно совмещал с большой литературной и методической работой. В 1827 г. он основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». Работая над изданием журнала, Дистервег поместил в нем более 400 статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. С 1851 г. он издает журнал «педагогические ежегодники». В 1835 г. вышел в свет наиболее известный его педагогический труд «Руководство к образованию немецких учителей», в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения и воспитания.

Заголовок Категория
Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают всё кое-как и ничего как следует. Знание. Незнание. Неведение
Ученик знает хорошо только то, что умеет правильно высказать. Знание и познание
Неправильное хуже, чем незнание. Знание и познание
Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работу над собственным образованием. О просвещении и образовании
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. О просвещении и образовании
Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщать невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности.... Можно наполнить чем - нибудь тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно всё охватить, усвоить, перерабатывать. О просвещении и образовании
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное всяком обучении и воспитании. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Лишь до тех пор являешься способным давать образование другим, пока продолжаешь работать над собственным образованием. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Подлинный учитель самый лучший, самый верный друг родителей... Чувствовать себя учителем – это значит чувствовать себя другом родительского дома. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Государство утверждает должность учителей для обучения, а не для учителей. Кто хочет занять такую должность, обязан смотреть на себя как на средство к достижению цели, связанной с этой должностью. Прежде всего он должен стремиться приобрести образование, которое требуется должностью, и все более и более совершенствоваться, чтобы работать возможно лучше. Кто поступает иначе, заслуженно может рассматриваться как наемник, который ищет и занимает должность, чтобы она ему служила. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Благодаря чему становится воспитатель, учитель человеком, вдохновляющим других людей?.. Только благодаря познанию и никогда не прекращающемуся стремлению человека, для которого каждый период его жизни является высшей ступенью образования и который одушевлен непреодолимым влечением воспитывать и образовывать детей. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир. Самовоспитание
Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует. Осознанная дисциплина
Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом – всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Приучай ребенка работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. Сущность и задачи педагогики
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования. О просвещении и образовании
Ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать. О просвещении и образовании
Учить и забывать – значит разрушать память. О просвещении и образовании
Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. О просвещении и образовании
Слабость ума и (обратите внимание) характер многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. О просвещении и образовании
После четырнадцатого года все более и более наступает период рассудка, который переходит в формирование начал разума. Это проявляется в возникновении идеалов, следует сохранить силу чувственных восприятий, планомерно развивать рассудок, оживлять самодеятельную фантазию возвышенными идеалами. Личность человека
Быть человеком – значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям Афоризмы о школе