Аттестация учителя: подготовка конспекта урока
Скачать весь документ (в pdf).
Аттестация педагогических работников проводится в 3 этапа: 1) предварительный, 1) письменный квалификационный экзамен, 3) принятие решения о соответствии занимаемой должности.
В рамках настоящего материала мы рассмотрим только только 2 этап в части подготовки конспекта урока как формы квалификационного испытания, так как это напрямую связано со спецификой сайта. Ссылка на полный текст документа представлена в начале статьи.
Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания
Существует 2 варианта проведения письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (по выбору аттестуемого педагога):
- подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году;
- решение педагогических ситуаций.
Цель письменного квалификационного испытания: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.
Задача педагога в ходе написания конспекта урока — продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.
Далее подробнее рассмотрим нормативные требования к конспекту урока и методике его оценки.
Навигация по документу:
- Общие требования к написанию конспекта
- Схема конспекта урока
- Критерии оценки письменной работы педагога
- Схема оценки письменной работы педагога
- Обработка результатов (формула и интерпретация данных)
- Пример оценки письменной работы педагога
- Экспертное заключение
- Ответы на типичные вопросы
Общие требования к написанию конспекта
- Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
- При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
- Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 — 2 часа.
- Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
- Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
- Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.
В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока (таблица 1).
Схема конспекта урока
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
---|---|---|
1. | Организационный момент, включающий:
| |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
| |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
| |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее:
| |
5. | Задание на дом, включающее:
|
Оценка письменной работы экспертом
Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в таблице 2.
Критерии оценки письменной работы педагога
Оцениваемые характеристики | Критерии оценки |
---|---|
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:
|
Компетентность в области мотивирования обучающихся | Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
|
Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности | Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности. Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:
Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:
Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:
|
Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений | Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:
Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:
|
Компетентность в области организации учебной деятельности. | Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
|
Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.
Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже (таблица 3).
Схема оценки письменной работы педагога
Компетенции | В области личностн. качеств | В области постановки целей и задач педагогической деятельности | В области мотивации учебной деятельности | В области обеспечения информационной основы деятельности | В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений | В области организац. учебной деятельности | ∑+ _____ Колич. оценок |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Этапы урока | |||||||
Организационный момент | |||||||
Опрос учащихся по заданному на дом материалу | |||||||
Изучение нового учебного материала | |||||||
Закрепление учебного материала | |||||||
Задание на дом | |||||||
∑+ (сумма+) / Колич. оценок | |||||||
Итог | Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций |
В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока.
В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (таблица 3), обозначая их знаком «+» в случае положительной оценки или знаком «—» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в таблице 2.
Обработка результатов (формула и интерпретация данных)
По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока.
Если итоговый балл >=0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл <0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.
Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций.
Он рассчитывается по следующей формуле:
Где: ПС — показатель соответствия занимаемой должности
БПК — оценки по базовым педагогическим компетенциям.
Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла. Он интерпретируется следующим образом:
От 0,5 до 1 балла — соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.
От 0 до 0,49 балла — несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.
Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.
Пример оценки письменной работы педагога представлен в таблице 4.
Пример оценки письменной работы педагога
Компетенции | В области личностн. качеств | В области постановки целей и задач педагогической деятельности | В области мотивации учебной деятельности | В области обеспечения информационной основы деятельности | В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений | В области организац. учебной деятельности | ∑+ _____ Колич. оцено |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Этапы урока | |||||||
Организационный момент | + | + | - | + | 0,75 | ||
Опрос учащихся по заданному на дом материалу | - | - | + | + | 0,5 | ||
Объяснение нового учебного материала | - | - | + | + | + | 0,5 | |
Закрепление учебного материала | + | - | - | + | + | - | 0,5 |
Задание на дом | + | + | - | 0,66 | |||
∑+ / Колич. оценок | 0,66 | 0,4 | 0,4 | 1 | 0,66 | 0,75 | |
Итог | 0,645 — соответствие занимаемой должности |
Экспертное заключение
По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в котором, на основе представленных критериев (таблица 2) и итоговой таблицы оценок (таблица 3), он должен отразить:
— Уровень владения учебным материалом: насколько полно раскрыта заданная тема урока.
— Уровень развития базовых педагогических компетенций.
— Эффективность работы педагога на отдельных этапах урока.
По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций.
Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации.
Ответы на типичные вопросы
1. В методике предлагается значительное количество критериев для оценки конспекта урока. Как ими пользоваться?
Данные критерии позволяют провести развернутый анализ представленного конспекта с точки зрения владения педагогом соответствующим предметным содержанием и базовыми компетенциями. Поскольку в рамках оценки конспекта урока не предполагается балльная оценка по каждому из элементов, представленные критерии можно рассматривать как важный ориентир для проведения оценки и выработки рекомендаций. Напомним, что конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет». «Да» — соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями (умение ставить цели и задачи и эффективно организовать учебную и педагогическую деятельность, направленную на их достижение). «Нет» — несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями.
В итоге аттестации, ориентируясь на представленные критерии, педагогу даются рекомендации по развитию тех аспектов, которые не были представлены в письменной квалификационной работе.
2. Если в конспекте урока учитель все внимание сосредоточил на раскрытии содержания преподаваемого предмета и практически не продемонстрировал владения базовыми педагогическими компетенциями, то какое заключение о его соответствии занимаемой должности должны сделать эксперты?
Владение содержанием преподаваемого предмета является важным компонентом педагогической компетентности. В этом случае скорее можно дать положительный ответ. При подготовке заключения важно проанализировать материалы представления руководителя на аттестуемого педагога.
Отрицательное решение может скорее принято в том случае, когда педагог продемонстрировал антипедагогическую позицию при подготовке конспекта урока.