конспект урока Мастер-класс "Мир на кончиках пальцев"
Консультативный пункт для родителей, созданный на базе МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида», является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) воспитанников в консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов: заведующей, старшего воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры.
В нашем консультативном пункте мы используем следующие технологии:
1.Арефьева Л,Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.
2.Алябьева Е.А. Коррекционно–развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
3.Бондаренко А.К.Словесные игры в детском саду.
4.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
5. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашена Н.А. Обучение детей с ЗПР.
6.Катаева А.А., Стребелова Е.А. Дидактические игры и упражнения.
7.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
8.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
9.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Так же мы пользуемся технологией С.Д. Забрамной Псхолого–педагогическая диагностика детей. Здесь мы рассматриваем вопросы организации и содержания работы психолого–медико–педагогических консультаций.
Технология Боряковой Н.Ю., Соболевой А.В., Ткачевой В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. В этой технологии предлагаются комплексы игр и упражнений, направленные на развитие у детей с нарушениями речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, творческих способностей, даются методические рекомендации по их использованию на логопедических занятиях.
Технология Селиверстова В.И. Речевые игры с детьми.
Здесь содержится учебно-методический и практический материал, необходимый для развития речи у детей, предупреждения и устранения разных ее недостатков. Предлагается более 500 различных речевых игр и игровых упражнений и более 1000 детских считалок, чистоговорок, потешек, загадок. Большинство игр переработано нами. В содержании некоторых игр мы изменили методику.
Так же в своей работе мы используем технологию Пелюгиной Э.Г. Сенсорное воспитание детей младшего возраста. Здесь мы уделяем внимание методике занятий по ознакомлению с цветом, величиной, формой предметов.
Мастер-класс«Мир на кончиках пальцев»
Цель:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Участники: Педагоги, родители.
Ход проведения мастер – класса:
Мы сегодня затронем вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделимся с вами своими находками по данной теме.
Приглашаем вас принять участие в практическом задании.
А чтобы у нас все получилось, сначала поиграем нашими пальчиками. (Пальчиковая гимнастика)
Мы продолжим рассказ о своей работе с детьми по развитию мелкой моторики.
В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?
Поставив перед собой цели и задачи, а также исходя из личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, мы подобрали наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, используемые в работе с детьми, были «разбиты» на комплексы:
1. Комплекс "Пальчиковые игры " – это очень важная часть работы по развитию мелкой моторики. В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. В комплекс «Пальчиковых игр» включены различные виды игровых упражнений: пальчиковая гимнастика, народные игры, фигурки из счётных палочек, физкультминутки, пальчиковые шаги, самомассаж, шнуровка, мозаика, игры с геометрическими фигурами, игры с бусинами, семенами, игры с «Чудесным мешочком», плетение косичек, игры с верёвочкой и т.д.
2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности, конструирования в развитии мелкой моторики". Игры со счетными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Применяем метод «ниткопись» – это выкладывание изображения нитками. Развивает у детей внимание, глазомер, усидчивость, аккуратность, образное мышление и, конечно, мелкую моторику рук. Для занятий понадобятся ворсистые нитки и бархатная бумага.
Знакомим с таким методом, как квиллинг. Играя с бумагой можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Воспитанники увлекаются лепкой из теста - «тестопластика». Это дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
3. Комплекс "Развитие графической моторики» - способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Мы рисуем или распечатываем лабиринты, и ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.
Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так – продемонстрируйте ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получается копия работы.
Используем разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки – дорисовывать и заштриховывать.
Попросите ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по группе (квартире), чтобы пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз. Устраиваю графические диктанты на листе в крупную клетку.
Перечисленные комплексы используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.
Для достижения желаемого результата работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук необходимо вести регулярно, систематически, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Таким образом, своевременно начатая и систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности.
Практическая часть:
Уважаемые коллеги, родители, предлагаем вам несколько игр на развитие не только мелкой моторики рук, но и развитие практически всех психических процессов по разделу «Цвет, форма, размер предметов»: «Геометрическая мозаика», «Клоуны», «Выложи по контуру», «Поставь фигуру на свое место», «Цветные паровозики», « Сложи из палочек», «Запомни, сделай, расскажи», «Будь внимательным», «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию психических процессов. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут заниматься, разговаривать, то и общее развитие ребёнка будет не достаточно развито. То есть необходимо развивать ребёнка в комплексе много и активно, общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Вывод: Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М., 2005.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.,1999.
- Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашена Н.А. Обучение детей с ЗПР. М.,1981.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. Логопедия. Ек.,2004.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.,1995.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки. С.-П.,2001.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.,1983.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.,1994.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П.,1996.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сажнева С. В. Мастер-класс "Мир на кончиках пальцев" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/124804-master-klass-mir-na-konchikakh-paltsev (дата обращения: 15.11.2024)- Праздник первого десятка
- Почва как среда жизни
- Жизнь на разных материках
- Видоизменение листьев
- Конспект урока на тему «Правописание окончаний имён прилагательных"
- Устройство увеличительных приборов
- Голый слизень - безмолвный житель леса