конспект урока Методические рекомендации к практическим занятиям по биологии
Методические рекомендации к практическим занятиям по биологии
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
- Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
- Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
- Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
Задание 2
- Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
- Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
- Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
Задание 3
- Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
- Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
Ход работы
Задание 1
- Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
- Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
- Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
- Клеточная стенка
- Цитоплазма
- Вакуоли
- Ядро
Рис. 4. Клетки кожицы лука
- Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Задание 2
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Ход работы
Задание 1
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
- Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
- Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
- В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
- Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
- Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Задание 2
Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.
Вещества клетки | Значение вещества |
Белок | |
Углевод (крахмал) | |
Жир |
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”
Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
Ход работы
Задание 1
- Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
- Зарисуйте схему строения цветкового растения.
- Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Задание 2
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Хвощ Картофель
Рис. 7. Представители разных групп растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
Ход работы
Задание 1
- Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
- Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
Рис. 8. Инфузории
Задание 2
- Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
- Сделайте вывод о значении движения для животных.
Приложение 1
Требования к выполнению и оформлению лабораторных работ
- Внимательно прочтите название и цель работы.
- Проверьте наличие оборудования и материалов.
- Ознакомьтесь с последовательностью работы.
- Запишите в тетради дату, название работы.
- Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.
- Результаты зафиксируйте в тетради
- Сформулируйте выводы.
Приложение 2
Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ
- I. Требования безопасности перед началом работы
- Внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
- Приготовьте рабочее место: освободите его от посторонних предметов.
- Не загромождайте проходы портфелями и сумками.
- II. Требования безопасности во время работы
- Точно выполняйте все указания учителя в отношении соблюдения порядка действий.
- Соблюдайте осторожность при работе с лабораторным оборудованием.
- Приступайте к работе только тогда, когда убедитесь в исправности и целостности лабораторного оборудования.
- Не берите без разрешения учителя оборудование с других рабочих мест, не вставайте с рабочего места и не ходите по кабинету во время эксперимента.
- Не выносите из кабинета лабораторное оборудование.
III. Требования безопасности после окончания работы
- По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок.
- После окончания работы обязательно вымойте руки с мылом.
- Не выходите из кабинета без разрешения учителя.
- IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
- В случае выявления неисправностей в лабораторном оборудовании немедленно остановите работу и оповестите об этом учителя.
- В случае травмы сразу же обратитесь к учителю.
Приложение 3
Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах
- Рисовать только на одной стороне листа.
- До начала зарисовки вверху страницы надо записать название темы, а перед каждым рисунком – название объекта.
- Рисунок должен отображать форму и величину целого объекта, а так же соотношение размеров его отдельных частей.
- Вокруг не следует рисовать контуров поля зрения микроскопа.
- В каждом рисунке обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Для этого к отдельным частям объекта ставят стрелочки, а против каждой стрелочки пишут определенную цифру, желательно, чтобы все стрелочки были параллельны. Затем сбоку от рисунка или под ним столбиком по вертикали пишут цифры, а против цифр – название части объекта.
- Рисунок и стрелочки к нему выполняются карандашами, а подписи к рисунку выполняются синей шариковой ручкой.
- Надписи должны быть по возможности полными, идущие от рисунка линии не должны пересекаться.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лебедик О. И. Методические рекомендации к практическим занятиям по биологии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/76932-metodicheskie-rekomendatsii-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-biologii (дата обращения: 03.12.2024)- Жизнь под угрозой
- Реферативно-исследовательская работа на тему "Красноухая черепаха. Содержание в домашних условиях""
- Самостоятельная учебная деятельность учащихся
- Влияние человека на фотосинтез. Выращивание растений в "закрытом" грунте.
- Ассирийская военная держава
- Пошив мешочка
- Франция при старом порядке
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1800 пользователей.
Отзывы