Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции

Тема урока:  Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции

Школа:            ЮКО  г.Шардара   осш им М. Горького

Дата:

ФИО учитель биологии: Сахова А.А. учитель истории: Никонорова Е.В. учитель английского : Рустемова Г.Д.

Класс: 6 «А»

Кол, присутствующих:

Кол, отсутствующих:

Цели обучения, которые

необходимо достичь на данном уроке:

обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;

подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле,

Цели обучения:

Все учащиеся смогут: перечислять основные особенности покрытосеменных по семействам, давать характеристику

однодольным и двудольным растениям.

Большинство учащихся будут уметь:  применять свои знания на практике, определять по гербариям вид растений;

Некоторые учащиеся смогут: назвать представителей покрытосеменных, по семействам

Предыдущее обучение:

Семейства однодольных растений

Ожидаемый результат:

расширять представления обучающихся о формах организации учебной деятельности, способах получения учебной информации в целях повышения качества образования, результативности, развития умения учиться их

План

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока

I. Орг момент       Психологический настрой;

учителя биологиии, истории и английского языка приветствует учеников:

- Здравствуйте ребята! Hello guys! have a good day!

проверяют готовность к уроку, желают  успеха.

Ученики приветствуют учителей, готовы для проведения урока.

Учитель биологии: Ребята, сегодня у нас необычный  урок. Он интегрированный. Мы завершаем раздел «Покрытосеменные растения», подведем итоги по пройденным темам и познакомимся с историей развития растительного мира.

Учитель истории: Нахождение ископаемых остатков – один из способов определения возраста земли, доказательство исторического развития растений, но для начала давайте вспомним

Проверка домашней работы.

Учитель биологии: (по методу «Ассоциативная карта» проводит проверку домашней работы)

Давайте вспомним некоторые понятия.

- Что изучает палеоботаника?

Учитель английского языка:  палеоботаника- paleobotanica

- Где впервые появились растения?

Учитель истории:

- Что такое эволюция?

Учитель английского языка:  эволюция- evolution

- Как формировался растительный мир на нашей планете в процессе эволюции?

(Идет беседа с учащимися).

Учитель истории:

– Делаем вывод:

Учитель биологии: В процессе эволюции сформировались отделы царства растений:

- Водоросли.         Учитель английского языка:  Водоросли-     Algae.

- Мхи.                    Учитель английского языка:  Мхи - Mosses.

- Папоротники.     Учитель английского языка:  Папоротники - Ferns

- Голосеменные.    Учитель английского языка:  Голосеменные - Gymnosperms.

- Покрытосеменные. Учитель английского языка:  Покрытосеменные - Angiosperms

Учитель биологии:

1.Разложите предложенные вам гербарии в порядке эволюционного развития растений (идут практические работы по классификации растений).

2. Какие из растений относятся к низшим растениям, а какие к высшим растениям?

3. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают ваши суждения?

Учебник,  интернет

Середина урока

Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

По методу «Подумать – сговориться - обсудить» изучить новую тему.

Учитель истории:

Найдите  определение эволюции в учебнике

На уроке мы постараемся проникнуть в далекое прошлое и ответить на вопрос? ”Когда и где произошло возникновение и развитие жизни?

- Итак, повернем стрелки часов назад... Начало зарождения Земли и жизни на Земле...

Около 3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель биологии:

Верно! По словам Опарина, ученого биолога, расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:

Прокариоты или эукариоты    Учитель английского языка:  Prokaryotes or eukaryotesКаков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

- Наши познания мы будем записывать в таблицу № 1.

Ступени развития

Среда обитания

Время возникновения

1. Возникновение жизни на земле

Водная

2-3 млрд. л. назад

Учитель биологии:

Прошло около 1 млрд. лет...

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился?

Учитель английского языка:  фотосинтез- photosynthesis

Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света.

Учитель биологии: Так появились первые растения. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

- У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

Цианобактерии - древнейшая группа живых организмов, возникшая около 2,6 млрд. лет назад. Это одноклеточные и многоклеточные организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, их относят  к надцарству Доядерные или Прокариоты. Бактерии и Цианобактерии создали биосферу.

- Учитель истории:

Продолжим заполнение таблицы № 2.

Около 1,3 млрд. лет назад в водной среде появились более сложные организмы-зеленые и золотистые водоросли, обитающие в пресных и солоноватых водоемах. В этих группах водорослей, обособилось ядро. Все организмы в клетках, которых имеется ядро, относят  к надцарству Ядерные или Эукариоты. Возник половой способ размножения.

От одноклеточных зеленых водорослей 600-700 млн. лет назад произошли многоклеточные зеленые, бурые, красные водоросли.

2. Возникновение и господство водорослей

Водная

1,3-2 млрд. лет назад.

С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение... Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Учитель биологии: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)

- Что они из себя представляли?

Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

- Учитель истории:  Занесем эти сведения в таблицу № 1.

3.Выход растений на сушу

Наземно-водная

350-400 млн. лет назад.

Учитель биологии: - А ещё где мы можем использовать это значение - риниофиты?

- Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

- Риниофиты стали предшественниками каких растений?

Найдите ответы на вопросы:

- Какой вы видите растительность нашей планеты через 100 лет?

- Какова роль человека в сокращении растительности на Земле

Таблица без ответов

Отделы растений.

Представители.

Усложнения в процессе эволюции.

I.            водоросли

Хламидомонада

Спирогира

Низшие водные растения, тело таллом

- автотрофное питание – фотосинтез

- размножение спорами, половое.

II.            Мхи

Кукушкин лен

- Наземные растения

-Примитивные стебель, лист, ризоиды.

III.            Папоротники.

Папоротники

Высшие споровые растения

- вегетативные органы: корень стебель лист

- ткани: покровная, механическая, фотосинтезирующая.

- стела

- корневое питание.

IV.            Голосеменные.

Ель, сосна.

ствол, хвоя, корни, семена на чешуйках шишек.

V.            Покрытосеменные.

Яблоня

- цветок, плод, семя,

- высокая степень приспособленности, многообразие форм.

Закрепление урока. По методу «Поп-корн» проводит закрепление урока.

Учитель биологии:  раздает тесты

1. Эволюцией растения называют процесс:

А – роста растений.

Б – размножение растений.

В – исторического развития растительного мира.

Г – распространение плодов и семян

2. О единстве растительного мира свидетельствуют:

А – клеточное строение растений

Б – наличие корней и побегов

В – размножение семенами

Г – опыление ветром

3. Первыми освоили сушу:

А – папоротники

Б – псилофиты

В – голосеменные

Г – Многоклеточные водоросли

4. Появление процесса фотосинтеза – крупное событие в истории земли, потому что:

А – все живые организмы получили для питания органические вещества

Б – в атмосфере появился кислород

В – все живые организмы получили питание и кислород

Г – появилось много высоких растений

5. Только у многоклеточных растений:

А – разные клетки выполняют разные функции

Б – в клетках происходит дыхание.

В – всем клеткам нужна вода

Г – при делении каждой клетки образуются дочерние

6. Покрытосеменные процветают на Земле потому, что

А – питаются путем фотосинтеза

Б – имеют семена, защищенные плодом

В – могут жить только на суше

Г – имеют корневище с запасом питательных веществ

7. В процессе фотосинтеза органические вещества образуют:

А – только водоросли

Б – только наземные растения

В – все зеленые растения

Г – только цветковые растения

8. Вода необходима для процесса оплодотворения:

А – всем растениям

Б – только папоротникам

В – только водорослям

Г – растениям, размножающимся спорами.

Учитель: проверьте правильность ваших ответов

Слайд № 6 Ответы теста

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

В

А

Б

В

А

Б

В

Г

Идет взаимооценивание.

Учитель английского языка:

Давайте проверим как запомнили новые термины: учитель называет на русском биологический термин, ученики перевод этого слова:

палеоботаника- palaeobotanica

Водоросли-     Algae.

Мхи - Mosses.

Папоротники - Ferns

Голосеменные - Gymnosperms.

Покрытосеменные - Angiosperms

фишки

стикеры

Конец урока

Итоги урока: Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы

Записывают домашнюю работу в дневниках.

Учителя благодорят за урок

Спасибо за урок!    Тhank you for the lesson! goodbye!

Раздел: Конспекты уроков по биологии для 6 класса
Автор:
учитель химии и биологии осш.им.М.Горького
Дата публикации: 05.04.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сахова А. А. Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/6-klass/file/43089-razvitie-rastitelnogo-mira-ponyatie-ob-evolyutsii-kak-protsesse-uslozhneniya-rastenij-mnogoobrazie-rastitelnykh-grupp-kak-rezultat-evolyutsii (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию