конспект урока Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции
Тема урока: Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции
Школа: ЮКО г.Шардара осш им М. Горького
Дата:
ФИО учитель биологии: Сахова А.А. учитель истории: Никонорова Е.В. учитель английского : Рустемова Г.Д.
Класс: 6 «А»
Кол, присутствующих:
Кол, отсутствующих:
Цели обучения, которые
необходимо достичь на данном уроке:
обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле,
Цели обучения:
Все учащиеся смогут: перечислять основные особенности покрытосеменных по семействам, давать характеристику
однодольным и двудольным растениям.
Большинство учащихся будут уметь: применять свои знания на практике, определять по гербариям вид растений;
Некоторые учащиеся смогут: назвать представителей покрытосеменных, по семействам
Предыдущее обучение:
Семейства однодольных растений
Ожидаемый результат:
расширять представления обучающихся о формах организации учебной деятельности, способах получения учебной информации в целях повышения качества образования, результативности, развития умения учиться их
План
Планируемые сроки
Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями)
Ресурсы
Начало урока
I. Орг момент Психологический настрой;
учителя биологиии, истории и английского языка приветствует учеников:
- Здравствуйте ребята! Hello guys! have a good day!
проверяют готовность к уроку, желают успеха.
Ученики приветствуют учителей, готовы для проведения урока.
Учитель биологии: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он интегрированный. Мы завершаем раздел «Покрытосеменные растения», подведем итоги по пройденным темам и познакомимся с историей развития растительного мира.
Учитель истории: Нахождение ископаемых остатков – один из способов определения возраста земли, доказательство исторического развития растений, но для начала давайте вспомним
Проверка домашней работы.
Учитель биологии: (по методу «Ассоциативная карта» проводит проверку домашней работы)
Давайте вспомним некоторые понятия.
- Что изучает палеоботаника?
Учитель английского языка: палеоботаника- paleobotanica
- Где впервые появились растения?
Учитель истории:
- Что такое эволюция?
Учитель английского языка: эволюция- evolution
- Как формировался растительный мир на нашей планете в процессе эволюции?
(Идет беседа с учащимися).
Учитель истории:
– Делаем вывод:
Учитель биологии: В процессе эволюции сформировались отделы царства растений:
- Водоросли. Учитель английского языка: Водоросли- Algae.
- Мхи. Учитель английского языка: Мхи - Mosses.
- Папоротники. Учитель английского языка: Папоротники - Ferns
- Голосеменные. Учитель английского языка: Голосеменные - Gymnosperms.
- Покрытосеменные. Учитель английского языка: Покрытосеменные - Angiosperms
Учитель биологии:
1.Разложите предложенные вам гербарии в порядке эволюционного развития растений (идут практические работы по классификации растений).
2. Какие из растений относятся к низшим растениям, а какие к высшим растениям?
3. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают ваши суждения?
Учебник, интернет
Середина урока
Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
По методу «Подумать – сговориться - обсудить» изучить новую тему.
Учитель истории:
Найдите определение эволюции в учебнике
На уроке мы постараемся проникнуть в далекое прошлое и ответить на вопрос? ”Когда и где произошло возникновение и развитие жизни?
- Итак, повернем стрелки часов назад... Начало зарождения Земли и жизни на Земле...
Около 3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.
Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.
Учитель биологии:
Верно! По словам Опарина, ученого биолога, расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.
Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:
Прокариоты или эукариоты Учитель английского языка: Prokaryotes or eukaryotesКаков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).
Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.
- Наши познания мы будем записывать в таблицу № 1.
Ступени развития
Среда обитания
Время возникновения
1. Возникновение жизни на земле
Водная
2-3 млрд. л. назад
Учитель биологии:
Прошло около 1 млрд. лет...
Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?
Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился?
Учитель английского языка: фотосинтез- photosynthesis
Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света.
Учитель биологии: Так появились первые растения. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.
- У кого есть еще добавления по этому периоду?
Примерный ответ ученика:
Цианобактерии - древнейшая группа живых организмов, возникшая около 2,6 млрд. лет назад. Это одноклеточные и многоклеточные организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, их относят к надцарству Доядерные или Прокариоты. Бактерии и Цианобактерии создали биосферу.
- Учитель истории:
Продолжим заполнение таблицы № 2.
Около 1,3 млрд. лет назад в водной среде появились более сложные организмы-зеленые и золотистые водоросли, обитающие в пресных и солоноватых водоемах. В этих группах водорослей, обособилось ядро. Все организмы в клетках, которых имеется ядро, относят к надцарству Ядерные или Эукариоты. Возник половой способ размножения.
От одноклеточных зеленых водорослей 600-700 млн. лет назад произошли многоклеточные зеленые, бурые, красные водоросли.
2. Возникновение и господство водорослей
Водная
1,3-2 млрд. лет назад.
С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение... Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?
Учитель биологии: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.
- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.
- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)
- Что они из себя представляли?
Приблизительный ответ ученика:
Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.
- Учитель истории: Занесем эти сведения в таблицу № 1.
3.Выход растений на сушу
Наземно-водная
350-400 млн. лет назад.
Учитель биологии: - А ещё где мы можем использовать это значение - риниофиты?
- Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.
- Риниофиты стали предшественниками каких растений?
Найдите ответы на вопросы:
- Какой вы видите растительность нашей планеты через 100 лет?
- Какова роль человека в сокращении растительности на Земле
Таблица без ответов
Отделы растений.
Представители.
Усложнения в процессе эволюции.
I. водоросли
Хламидомонада
Спирогира
Низшие водные растения, тело таллом
- автотрофное питание – фотосинтез
- размножение спорами, половое.
II. Мхи
Кукушкин лен
- Наземные растения
-Примитивные стебель, лист, ризоиды.
III. Папоротники.
Папоротники
Высшие споровые растения
- вегетативные органы: корень стебель лист
- ткани: покровная, механическая, фотосинтезирующая.
- стела
- корневое питание.
IV. Голосеменные.
Ель, сосна.
ствол, хвоя, корни, семена на чешуйках шишек.
V. Покрытосеменные.
Яблоня
- цветок, плод, семя,
- высокая степень приспособленности, многообразие форм.
Закрепление урока. По методу «Поп-корн» проводит закрепление урока.
Учитель биологии: раздает тесты
1. Эволюцией растения называют процесс:
А – роста растений.
Б – размножение растений.
В – исторического развития растительного мира.
Г – распространение плодов и семян
2. О единстве растительного мира свидетельствуют:
А – клеточное строение растений
Б – наличие корней и побегов
В – размножение семенами
Г – опыление ветром
3. Первыми освоили сушу:
А – папоротники
Б – псилофиты
В – голосеменные
Г – Многоклеточные водоросли
4. Появление процесса фотосинтеза – крупное событие в истории земли, потому что:
А – все живые организмы получили для питания органические вещества
Б – в атмосфере появился кислород
В – все живые организмы получили питание и кислород
Г – появилось много высоких растений
5. Только у многоклеточных растений:
А – разные клетки выполняют разные функции
Б – в клетках происходит дыхание.
В – всем клеткам нужна вода
Г – при делении каждой клетки образуются дочерние
6. Покрытосеменные процветают на Земле потому, что
А – питаются путем фотосинтеза
Б – имеют семена, защищенные плодом
В – могут жить только на суше
Г – имеют корневище с запасом питательных веществ
7. В процессе фотосинтеза органические вещества образуют:
А – только водоросли
Б – только наземные растения
В – все зеленые растения
Г – только цветковые растения
8. Вода необходима для процесса оплодотворения:
А – всем растениям
Б – только папоротникам
В – только водорослям
Г – растениям, размножающимся спорами.
Учитель: проверьте правильность ваших ответов
Слайд № 6 Ответы теста
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
В
А
Б
В
А
Б
В
Г
Идет взаимооценивание.
Учитель английского языка:
Давайте проверим как запомнили новые термины: учитель называет на русском биологический термин, ученики перевод этого слова:
палеоботаника- palaeobotanica
Водоросли- Algae.
Мхи - Mosses.
Папоротники - Ferns
Голосеменные - Gymnosperms.
Покрытосеменные - Angiosperms
фишки
стикеры
Конец урока
Итоги урока: Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.
Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы
Записывают домашнюю работу в дневниках.
Учителя благодорят за урок
Спасибо за урок! Тhank you for the lesson! goodbye!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сахова А. А. Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/6-klass/file/43089-razvitie-rastitelnogo-mira-ponyatie-ob-evolyutsii-kak-protsesse-uslozhneniya-rastenij-mnogoobrazie-rastitelnykh-grupp-kak-rezultat-evolyutsii (дата обращения: 21.11.2024)- Использование имен прилагательных в речи
- Тамырдын түрөзгерістері
- Экологический светофор
- Если б не было бактерий
- Витамины
- Корень. Внешнее и внутреннее строение корня
- Цветок, его значение и строение
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5975 пользователей.
Отзывы