конспект урока Фотосинтез. Дыхание. Транспирация
Урок №20
Дата Класс: 6
Тема: Фотосинтез. Дыхание. Транспирация
Цель: углубить знания учащихся о функциях листа; биологическом процессе сбрасывания листвы растениями – листопаде. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных умений и навыков, формирование информационных, обще учебных, коммуникативных компетентностей. Воспитывать бережное отношение к природе, ценностное отношение к изучаемым знаниям.
Оборудование и материалы: учебник; горшки с комнатными растениями.
Понятия и термины: фотосинтез, дыхание, транспирация (испарение воды), листопад.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организационный этап
- Слово учителя
Звонок уже пропел «Пора»!
Садись за парты, детвора,
Урок уже пора начать!
Готовы знанья получать?
II Проверка домашнего задания
- Фронтальный опрос
- Что такое минеральное питание?
- Какой орган растения осуществляет минеральное питание?
- Что такое почва?
- Чем определяется плодородие почвы?
- Какое значение имеют удобрения? Приведите примеры удобрений.
III Актуализация опорных знаний
- Вопросы учащимся (фронтально)
- Какой наиболее характерный признак растения?
- Что такое лист?
- Что такое хлорофилл?
IV Мотивация учебной деятельности
- Слово учителя
«Дайте лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам, например, сахар и крахмал – он решит, что вы смеетесь с него. Но то, что человеку кажется необычайно фантастическим, беспрепятственно осуществляется в зеленых растениях».
К.А. Тимирязев
- Что имел ввиду К.А. Тимирязев?
V Изучение нового материала
- Функции листа
Как вам известно, основными функциями листа является фотосинтез, дыхание и транспирация.
Функции листа
Фотосинтез дыхание транспирация
Изучение фотосинтеза началось давно, тем не менее до сих пор еще не все его секреты открыты. Джозеф Пристли доказал, что растения выделяют кислород, а Ян Баптист ванн Гельмонт – что растения питаются не только веществами почвы, а для них характерно и воздушное питание.
- Работа с учебником(фронтально)
Объяснить опыт Я.Б. ван Гельмонта
Объяснить опыт Джозефа Пристли
Фотосинтез – это процесс, вследствие которого растения образуют органические вещества из неорганических, используя для этого энергию Солнца. Способность к фотосинтезу свойственна исключительно растениям.
Для фотосинтеза растения используют воду и углекислый газ. Попав на лист, эти вещества взаимодействуют, в результате чего образуются органические соединения. Толчком в этом процессе является световая энергия Солнца, которую растения улавливают благодаря хлорофиллу. Фотосинтез происходит в хлоропластах и лишь на свету.
Уравнение фотосинтеза:
Вода + углекислый газ Сахара + кислород
Хлорофилл, который находится в хлоропластах, выступает посредником между Солнцем и Землей. Ежегодно на Земле в результате фотосинтеза образуется 150 млрд тонн органического вещества и выделяется около 200 млн тонн кислорода. Но если воздух загрязняется выбросами веществ химических и металлургических заводов, выхлопными газами автотранспорта и т.п., которые очень вредны для всего живого. Активность фотосинтеза уменьшается.
- Слово учителя
А теперь послушайте сказку о фотосинтезе*.
*Статья помогает понять учащимся процесс фотосинтеза при трактовки его как сказки с героями.
Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоёт птица – Маринке удивительно, почему у неё не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка – Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.
Как – то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.
«И почему это листья такие зелёные, и о чём они всё время перешёптываются?» - подумала Маринка.
И вдруг почудилось ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.
- Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? – лопотали над ней листья. – Разве ты нас поймёшь-шь-шь?
- Пойму, - решительно сказала девочка.
- Ишь-шь какая, ишь-шь, - засмеялись листья. – Да ведь ты спишь-шь-шь!
- И вовсе не сплю, - пробормотала Маринка. – Это вам так кажется.
- Ну, если не спишь-шь-шь, тогда слушай, - зашептали листья. – Мы потому ш-шелестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся. А зелёные мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофилловых зёрен. Зёрна эти так малы, что их и не разглядеть. И тем не менее каждое такое зёрнышко – как бы крохотный заводик.
Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
- А вот и нет, - прошептала сквозь сон Маринка. – Я знаю – дерево кормят корни.
- Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! – наперебой зашелестели листья. – Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много нужных растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук – даже малой веточки не построить. Вот потому – то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зёрен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зёрнышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят в листках зелёные зёрнышки-заводики.
- Ну да, вы уж скажете, - засомневалась Маринка. – Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.
- Верно говоришь – шь – шь, - зашелестели листья. – Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце.
Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет – самое главное!
Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его – то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное – живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, или золотая пшеница. Ну а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова, солнечный свет, пойманный зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырывается на свободу.
-Послушайте! – сказала Маринка. – Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
Дыхание – процесс противоположный фотосинтезу. Во время дыхания органические вещества распадаются до неорганических, при этом происходит выделение энергии. Растения дышат круглые сутки. Во время дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Энергия, которая освобождается при дыхании, используется растениями для обеспечения их жизнедеятельности.
Транспирация (испарение воды) – это процесс вывода из растения воды в виде пара. Воду испаряют все части растения, но наиболее интенсивно – листья. Испарение защищает растения от перегревания и способствует передвижению веществ по растению. С помощью микроскопа в кожице листа можно увидеть парные зеленые клетки, между которыми есть щель – это устьица. Через устьица в глубь листа проникает воздух с углекислым газом и кислородом, а в атмосферу выходят вода в газообразном состоянии и кислород.
- Листопад
- Беседа
- Что такое листопад? (Листопад – биологический процесс сбрасывания листвы растениями.)
- Все ли деревья сбрасывают листья?
- Как называют растения, которые сбрасывают листья ежегодно и одновременно? Приведите примеры таких растений.
- Как называют растения, у которых листья живут несколько лет и опадают не одновременно, а по очереди? Приведите примеры таких растений.
- Как растения готовятся к листопаду?
- Каково биологическое значение листопада?
VI Обобщение и систематизация изученного материала
- Самостоятельная работа учащихся
Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания» в тетрадях
ФотосинтезДыхание
Органические вещества образуются или распадаются?
Какой газ поглощается, а какой – выделяется?
Происходит накопление или выделение энергии?
Происходит на свету или в темноте?
В каких клетках происходит
- Биологический диктант
Сравните дыхание и фотосинтез.
Запишите ответы буквами Ф (фотосинтез) и Д (дыхание).
- Происходит только в зеленых органах растения.
- Происходит в клетках, которые имеют хлоропласты.
- Происходит только на свету.
- Происходит во всех клетках растения.
- Происходит в любое время суток.
- Кислород поглощается.
- Поглощается углекислый газ.
- Образуется кислород.
- Образуются органические вещества.
- Органические вещества распадаются.
- Выделяется углекислый газ.
- Выделение энергии.
- Накопление энергии.
VІI Итог урока
- Слово учителя
Наш урок я бы хотела закончить следующими строками:
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса
Мы должны их охранять,
От невзгод их защищать.
Нам жить в одной семье,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
VІІI Домашнее задание: выучить основные понятия и термины
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Крылова Ю. Ю. Фотосинтез. Дыхание. Транспирация // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/6-klass/file/64337-fotosintez-dykhanie-transpiratsiya (дата обращения: 21.11.2024)- Перенос веществ в организме
- Пищеварительная система человека
- Негізгі халық шаруашылық дақылдары бидай мен картоптың пайда болу тарихы
- Строение и функции листа
- Кроссворды по биологии
- Лист: строение и функции
- Строение корня. Типы корневых систем