Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Фотосинтез. Дыхание. Транспирация

Включает методическую разработку

Урок №20

Дата                  Класс: 6

Тема: Фотосинтез. Дыхание. Транспирация

Цель: углубить знания учащихся о функциях листа; биологическом процессе сбрасывания листвы растениями – листопаде. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных умений и навыков, формирование информационных, обще учебных, коммуникативных компетентностей. Воспитывать бережное отношение к природе, ценностное отношение к изучаемым знаниям.

Оборудование и материалы: учебник; горшки с комнатными растениями.

Понятия и термины: фотосинтез, дыхание, транспирация (испарение воды), листопад.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I Организационный этап

  • Слово учителя

Звонок уже пропел «Пора»!

Садись за парты, детвора,

Урок уже пора начать!

Готовы знанья получать?

II Проверка домашнего задания

  • Фронтальный опрос
  1. Что такое минеральное питание?
  2. Какой орган растения осуществляет минеральное питание?
  3. Что такое почва?
  4. Чем определяется плодородие почвы?
  5. Какое значение имеют удобрения? Приведите примеры удобрений.

III Актуализация опорных знаний

  • Вопросы учащимся (фронтально)

- Какой наиболее характерный признак растения?

- Что такое лист?

- Что такое хлорофилл?

IV Мотивация учебной деятельности

  • Слово учителя

«Дайте лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и реку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам, например, сахар и крахмал – он решит, что вы смеетесь с него. Но то, что человеку кажется необычайно фантастическим, беспрепятственно осуществляется в зеленых растениях».

К.А. Тимирязев

Что имел ввиду К.А. Тимирязев?

V Изучение нового материала

  1. Функции листа

Как вам известно, основными функциями листа является фотосинтез, дыхание и транспирация.

Функции листа

Фотосинтез дыхание транспирация

Изучение фотосинтеза началось давно, тем не менее до сих пор еще не все его секреты открыты. Джозеф Пристли доказал, что растения выделяют кислород, а Ян Баптист ванн Гельмонт – что растения питаются не только веществами почвы, а для них характерно и воздушное питание.

  • Работа с учебником(фронтально)

Объяснить опыт Я.Б. ван Гельмонта

Объяснить опыт Джозефа Пристли

Фотосинтез – это процесс, вследствие которого растения образуют органические вещества из неорганических, используя для этого энергию Солнца. Способность к фотосинтезу свойственна исключительно растениям.

Для фотосинтеза растения используют воду и углекислый газ. Попав на лист, эти вещества взаимодействуют, в результате чего образуются органические соединения. Толчком в этом процессе является световая энергия Солнца, которую растения улавливают благодаря хлорофиллу. Фотосинтез происходит в хлоропластах и лишь на свету.

Уравнение фотосинтеза:

Вода + углекислый газ Сахара + кислород

Хлорофилл, который находится в хлоропластах, выступает посредником между Солнцем и Землей. Ежегодно на Земле в результате фотосинтеза образуется 150 млрд тонн органического вещества и выделяется около 200 млн тонн кислорода. Но если воздух загрязняется выбросами веществ химических и металлургических заводов, выхлопными газами автотранспорта и т.п., которые очень вредны для всего живого. Активность фотосинтеза уменьшается.

  • Слово учителя

А теперь послушайте сказку о фотосинтезе*.

*Статья помогает понять учащимся процесс фотосинтеза при трактовки его как сказки с героями.

Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоёт птица – Маринке удивительно, почему у неё не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка – Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.

Как – то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

«И почему это листья такие зелёные, и о чём они всё время перешёптываются?» - подумала Маринка.

И вдруг почудилось ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.

- Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? – лопотали над ней листья. – Разве ты нас поймёшь-шь-шь?

- Пойму, - решительно сказала девочка.

- Ишь-шь какая, ишь-шь, - засмеялись листья. – Да ведь ты спишь-шь-шь!

- И вовсе не сплю, - пробормотала Маринка. – Это вам так кажется.

- Ну, если не спишь-шь-шь, тогда слушай, - зашептали листья. – Мы потому ш-шелестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся. А зелёные мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофилловых зёрен. Зёрна эти так малы, что их и не разглядеть. И тем не менее каждое такое зёрнышко – как бы крохотный заводик.

Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

- А вот и нет, - прошептала сквозь сон Маринка. – Я знаю – дерево кормят корни.

- Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! – наперебой зашелестели листья. – Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много нужных растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук – даже малой веточки не построить. Вот потому – то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зёрен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газаводы и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зёрнышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят в листках зелёные зёрнышки-заводики.

- Ну да, вы уж скажете, - засомневалась Маринка. – Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

- Верно говоришь – шь – шь, - зашелестели листья. – Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце.

Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет – самое главное!

Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его – то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное – живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, или золотая пшеница. Ну а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова, солнечный свет, пойманный зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырывается на свободу.

-Послушайте! – сказала Маринка. – Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

Дыхание – процесс противоположный фотосинтезу. Во время дыхания органические вещества распадаются до неорганических, при этом происходит выделение энергии. Растения дышат круглые сутки. Во время дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Энергия, которая освобождается при дыхании, используется растениями для обеспечения их жизнедеятельности.

Транспирация (испарение воды) – это процесс вывода из растения воды в виде пара. Воду испаряют все части растения, но наиболее интенсивно – листья. Испарение защищает растения от перегревания и способствует передвижению веществ по растению. С помощью микроскопа в кожице листа можно увидеть парные зеленые клетки, между которыми есть щель – это устьица. Через устьица в глубь листа проникает воздух с углекислым газом и кислородом, а в атмосферу выходят вода в газообразном состоянии и кислород.

  1. Листопад
  • Беседа

- Что такое листопад? (Листопад – биологический процесс сбрасывания листвы растениями.)

- Все ли деревья сбрасывают листья?

- Как называют растения, которые сбрасывают листья ежегодно и одновременно? Приведите примеры таких растений.

- Как называют растения, у которых листья живут несколько лет и опадают не одновременно, а по очереди? Приведите примеры таких растений.

- Как растения готовятся к листопаду?

- Каково биологическое значение листопада?

VI Обобщение и систематизация изученного материала

  • Самостоятельная работа учащихся

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания» в тетрадях

ФотосинтезДыхание

Органические вещества образуются или распадаются?

Какой газ поглощается, а какой – выделяется?

Происходит накопление или выделение энергии?

Происходит на свету или в темноте?

В каких клетках происходит

  • Биологический диктант

Сравните дыхание и фотосинтез.

Запишите ответы буквами Ф (фотосинтез) и Д (дыхание).

  1. Происходит только в зеленых органах растения.
  2. Происходит в клетках, которые имеют хлоропласты.
  3. Происходит только на свету.
  4. Происходит во всех клетках растения.
  5. Происходит в любое время суток.
  6. Кислород поглощается.
  7. Поглощается углекислый газ.
  8. Образуется кислород.
  9. Образуются органические вещества.
  10. Органические вещества распадаются.
  11. Выделяется углекислый газ.
  12. Выделение энергии.
  13. Накопление энергии.

VІI Итог урока

  • Слово учителя

Наш урок я бы хотела закончить следующими строками:

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса

Мы должны их охранять,

От невзгод их защищать.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

VІІI Домашнее задание: выучить основные понятия и термины

Раздел: Конспекты уроков по биологии для 6 класса
Автор:
Учитель биологии, ГОШ №10
Дата публикации: 02.12.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Крылова Ю. Ю. Фотосинтез. Дыхание. Транспирация // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/6-klass/file/64337-fotosintez-dykhanie-transpiratsiya (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию