Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Система работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения

Целью сотрудничества коррекционного детского сада с семьей является вовлечение родителей в процесс коррекционного воздействия, повышение уровня их педагогической компетентности, формирование у родителей адекватной оценки психологического развития ребенка и уровня его готовности к школьному обучению. Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется двумя обстоятельствами.

Во-первых, система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важный компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых (как активных «строителей» этих отношений) целенаправленных и осознанных усилий. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.

Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка обусловлено пока недостаточным уровнем развития системы психологической службы, в частности, организованных форм психологической коррекции аномального ребенка.

Система работы с семьей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики   психофизического развития ребенка;
  • изучение и коррекцию родительских социально-психологических установок;
  • ознакомление родителей с содержанием коррекционно-психологической работы в детском саду;
  • обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним;
  • активное включение родителей в подготовку и проведение праздников и досуговых мероприятий;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс осуществляется поэтапно. Сначала родителей знакомят с результатами диагностики психического развития детей и содержанием коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в детском саду. Для изучения запроса на образовательные услуги и виды помощи родителям предлагается анкета.

Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы: информация в родительских уголках, в папках-передвижках, собрания, консультации; практические занятия; круглые столы; деловые игры и тренинги с разбором проблемных ситуаций; «открытые дни» для родителей с просмотром различных занятий; индивидуальные занятия с родителями и ребенком; библиотека для родителей; выставки игрушек, наглядных пособий, поделок, рисунков, детских книг; совместное оформление интерьера, игровых уголков, изготовление наглядных и дидактических пособий к занятиям. В результате в лучшую сторону меняется отношение родителей к детям, появляется осознание проблем ребенка и необходимости проведения коррекционной работы с ним. Родители овладевают некоторыми приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком. Увеличивается частота обращения за помощью и советом к педагогам детского сада и другим специалистам, между педагогами и родителями устанавливаются доверительные отношения. Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству.

Основные принципы организации работы с родителями;

  • дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень педагогических представлений и знаний;
  • наличие обратной связи со стороны родителей;
  • приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения.

Наибольшие трудности в плане организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации в плане сотрудничества с дошкольным учреждением. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя  индивидуальные  формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование.

Индивидуальное   консультирование   проводится   в   несколько   этапов. На каждом этапе реализуются определенные задачи и используются соответствующие приемы.

Задача первого этапа – создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. В ходе краткой первичной беседы исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты обследования, но и тогда требует обличения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка.

Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.

На этом этапе преследуется несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причины выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза;
  • разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы;
  • обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
  • планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия;

На этапе собственно коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования.

Основными задачами на данном этапе выступают:

  • формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение их педагогических знаний и представлений;
  • привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активных участников коррекционного процесса.

Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболее эффективными оказались следующие:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
  • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам взаимодействия с детьми, носящие коррекционную направленность.

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют отклонения в развитии, является формирование у них адекватной оценки состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка форму обучения.

Своевременное разъяснение родителям положения о том, что преодоление или компенсация имеющихся трудностей не должны осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка, может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих неблагоприятные последствия для ребенка (например, сосредоточение всех усилий дошкольника на обучении чтению и письму в ущерб игровой деятельности).

Крайне важно сформировать у родителей правильное представление о критериях готовности к школьному обучению, ориентируя их на формирование психологической готовности к школе.

Наряду с индивидуальными формами желательной является групповая форма работы с родителями.

Выбор групповых форм воздействия определяется рядом общих принципов организации этого вида работы, включающим:

  • учет степени готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы в родительской группе;
  • учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой работы;
  • возможность работы с родительскими группами, разноуровневыми в плане родительской мотивации.

Исходя из этих принципов, сроки начала работы с родительскими группами вариативны и определяются степенью готовности к сотрудничеству. Так, групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована со II половины учебного года, так как изменение их внутренней позиции, осознания их участия в коррекционном процессе происходит только тогда, когда ребенок демонстрирует определенные успехи в результате направленной систематической работы с ним. Это происходит не раньше, чем через полгода, учитывая длительность адаптационного периода таких детей.

При условии готовности к взаимодействию работа с родительскими группами начинается в начале учебного года.

В работе с каждой группой родителей реализуются собственные цели и задачи, которые и определяют тематику и формы работы.

Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают:

  • активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через формирование у них адекватной оценки психического развития своего ребенка;
  • изменение родительской позиции и отношения к ребенку и вооружение родителей соответствующими способами коммуникации;
  • обучение родителей элементарным приемам педагогической практики с целью повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям.

Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы:

  • тематические консультации;
  • семинары-практикумы;
  • групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.

Нами предложен ряд групповых тематических консультаций на учебный год:

  1. Что такое готовность к школе.
  2. Познавательные интересы вашего ребенка.
  3. Как развить память.
  4. Причины пониженной готовности детей с ЗПР к школьному обучению.
  5. Особенности детей с ЗПР.
  6. Рекомендации по преодолению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР.
  7. Направления коррекционной работы в подготовительной группе к школе детей с ЗПР.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Развито ли у ребенка восприятие?

Активные формы работы представлены семинарами-практикумами при действенном участии родителей.

Тематика семинаров-практикумов способствует овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками:

  1. Внимательное отношение (навыки наблюдения за развитием ребенка).
  2. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).
  3. Развивающие игры в коррекционной работе с детьми.
  4. Формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму.
  5. Особенности формирования пространственных представлений у детей с ЗПР.
  6. Развитие представлений об окружающей действительности.
  7. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Такой вид работы, как групповые собрания с детьми, способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей.

В некоторых случаях ЗПР усугубляется неблагоприятным социальным статусом семьи. С другой стороны, нами отмечено большое значение семьи в преодолении ЗПР. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, ЗПР может быть в значительной мере компенсирована направленной активизацией и развитием различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагоприятных же семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется.

В связи с этим система направленной работы с родителями по повышению их компетенции и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению ЗПР. Только учет взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в механизме формирования нарушенного психологического развития позволяет наметить наиболее эффективные пути компенсации этих нарушений.

Список использованной литературы:

  1. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект). Методическое пособие. –  М.: Сфера, 2007. – 79с.
  2. Настольная книга педагога-дефектолога /Т. Б. Епифанцева. –  Изд. 2-е. ­Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
  3. Неретина Т.Г. Педагогика для особых детей. – Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т. 2003. – 111с.
  4. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия /Сост. О.В. Защиринская. - СПб.:Речь. 2007. – 164с.
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Учитель-дефектолог, МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 7", г. Магнитогорск
Дата публикации: 18.12.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Корней Е. В. Система работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/100345-sistema-raboty-s-roditelyami-v-usloviyakh-korrektsionnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию