Использование игр В.В.Воскобовича в создании предметно - развивающей среды ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В.ВОСКОБОВИЧА В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ.
Дети проводят в детском саду большую часть времени. В связи с этим окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением ФГОС появились и новые приоритеты в создании развивающей предметно – пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздрожителями и игровыми материалами.
Одной их основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Современный мир, представляющий собой век информационных технологий, даёт детям много возможностей, они растут и развиваются в условиях компьютеризации. Именно поэтому развитие математических способностей у дошкольников не должно сводиться к обучению счёту, измерению предметов и простым вычислительным операциям. Особую значимость на данный момент приобретает формирование не только умения выполнять самостоятельно мыслительные операции, но и мыслить творчески.
Ведущую роль в интеллектуальной жизни дошкольника играет практическое взаимодействие с предметами. Любая предметно – развивающая среда должна направлять внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать вывод. Деятельность детей зависит от того, каково предметно – пространственная организация его жизни, из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий она состоит, каков её развивающий потенциал, как они расположены, доступны им для самостоятельной деятельности.
С целью возведения педагогической концепции развития интеллектуальных способностей при помощи введения в развивающую предметно – пространственную среду технологии В.В. Воскобовича и его игровых комплексов в качестве теоретико – методического основания разрабатываемой системы выбраны подходы:
- системный (сущность: сравнительно самостоятельные составляющие рассматриваются равно как комплекс взаимозависимых частей: цель, субъекты педагогического процесса – педагог и ребёнок, содержание образования, а так же формы, методы и средства педагогического процесса);
- личностный (как цель, субъект, результат и главный критерий между планируемым и доступным педагогическим процессом);
- деятельностный (основа, способ и условие становления личности);
- диалогический ( наблюдение отношений, содействие взаимоотношениям, формирование общепсихологической атмосферы в коллективе);
- компетентностный (направленный, на умение и стремление личности к решению различных трудностей, к действию).
Организация РППС в соответствии с этой технологией следует придерживаться её принципов:
- Одним из принципов игровой технологии В. Воскобовича считается игровое обучение детей дошкольного возраста. Отличительная черта её состоит в том, что весь обучающий процесс выстраивается через игру – это конфигурация взаимодействия педагога и детей сквозь реализацию конкретного сюжета (игры и сказки), с включением образовательных задач и содержание самой игры, в сюжет которой естественно включаются вопросы, задачи, упражнения и задания.
- Следующий принцип данной технологии – создание такого рода детской игровой деятельности в следствии, которой развиваются психические процессы ребёнка. Систематическое и градационное усложнение игр («по спирали») даёт возможность сохранить в детскую цель и деятельность в зоне оптимальной трудности.
- Раннее творческое развитие – третий принцип технологии. Игра создаёт условия для проявления творчества, инициирует становление креативных возможностей детей.
Считается, что креативность актуализируется лишь тогда, когда это позволяет среда и её формирование, как глубинное свойство должно происходить именно под влиянием условий.
А правильно организованная среда, насыщенная методическими комплексами и игровыми модулями технологии В. Воскобовича будет выполнять главную функцию – стимула, побуждающего ребёнка к активности и самостоятельному решению.
При создании развивающей предметно – пространственной среды интегрирующей технологии В. Воскобовича предпочтение было отдано принципу многослойности организации центров активности:
- базовый уровень (традиционное наполнение центра);
- игровой уровень ( развивающие пособия В.Воскобовича);
- дополнительный уровень (пособия для детей ОВЗ);
- творческий уровень ( различные предметы – стимулы, в том числе технические, крепёжные, бросовый материал, коробки, разнообразные изобразительные средства и т.п.)
Практика использования игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идёт в комплексе практической и игровой деятельности. Когда созданы условия , при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
В результате активного использования развивающих игр В. Воскобовича:
- произошло совершенствование предметной части среды «Центра познания»;
- разнообразились формы организации работы с детьми при решении задач образовательной области «Познание»;
- активно делюсь опытом работы по использованию возможностей игрового материала В. Воскобовича в работе с детьми;
- сформирован положительный имидж дошкольного учреждения в социуме.
Литература:
- Артамонова О.В. «Предметно –пространственная среда: её роль в развитии личности» // Дошкольное воспитание : 1995. №4 с. 37-42
- «Интерактивная педагогика в детском саду» под редакцией Н.В. Микляевой.
- Крылова Н.М. «Лесенка успеха или три грани научно – методической системы детского сада» СПб.: Образовательные проекты . Агенство образовательного сотрудничества . 2011г.
- Нищева Н.В. «Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации» СПб., 2007г.
- «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Материалы II – Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 23 ноября 2013 года. г. Хабаровск. Санкт – Петербург 2014г.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Туева О. Г. Использование игр В.В.Воскобовича в создании предметно - развивающей среды ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/101751-ispolzovanie-igr-v-v-voskobovicha-v-sozdanii-predmetno-razvivayushchej-sredy-dou (дата обращения: 22.12.2024)- Собери пазл
- Развиваем речевое дыхание
- Лепка (пластилинорафия) во второй младшей группе "Русская народная игрушка( матрешка)"
- Старый - новый Тагил
- Речевое конфетти
- Здоровьесберегающая технология - кинезиология в воспитательно-образовательном процессе ДОО
- Правила дорожного поведения на улице
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6738 пользователей.
Отзывы