Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Использование игр В.В.Воскобовича в создании предметно - развивающей среды ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В.ВОСКОБОВИЧА В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ  СРЕДЫ ДОУ.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. В связи с этим окружающая среда должна  отвечать  их  интересам, развивать, давать возможность свободно общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками  недостаточно. С  ведением ФГОС появились и новые приоритеты в создании развивающей предметно – пространственной среды (РППС).  Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными  раздрожителями  и игровыми материалами.

Одной их основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

 Современный мир, представляющий собой  век информационных технологий, даёт детям много возможностей, они растут и развиваются в условиях компьютеризации. Именно поэтому развитие математических способностей у дошкольников не должно сводиться к обучению счёту, измерению предметов и простым  вычислительным операциям. Особую значимость на данный момент приобретает формирование  не только умения выполнять  самостоятельно мыслительные операции, но и мыслить творчески.

Ведущую роль в интеллектуальной жизни дошкольника играет практическое взаимодействие с предметами. Любая предметно – развивающая среда должна направлять внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать вывод. Деятельность детей зависит от того, каково предметно – пространственная  организация его жизни, из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий она состоит, каков её развивающий потенциал, как они расположены, доступны им для самостоятельной деятельности.

С целью возведения педагогической концепции  развития интеллектуальных способностей  при помощи введения в развивающую  предметно – пространственную среду технологии  В.В. Воскобовича и его игровых комплексов в качестве  теоретико – методического основания разрабатываемой системы выбраны подходы:

  • системный (сущность: сравнительно самостоятельные составляющие рассматриваются равно как комплекс  взаимозависимых  частей: цель, субъекты педагогического процесса – педагог и ребёнок, содержание образования, а так же формы, методы и средства педагогического процесса);
  • личностный (как цель, субъект, результат и главный критерий между планируемым и доступным педагогическим процессом);
  • деятельностный (основа, способ и условие становления личности);
  • диалогический ( наблюдение отношений, содействие взаимоотношениям, формирование общепсихологической атмосферы в коллективе);
  • компетентностный (направленный, на умение и стремление личности к решению различных трудностей, к действию).

Организация РППС в соответствии с этой технологией следует придерживаться её принципов:

  • Одним из принципов игровой технологии В. Воскобовича считается игровое обучение детей дошкольного возраста. Отличительная черта её состоит в том, что весь обучающий процесс выстраивается через игру – это конфигурация взаимодействия педагога и детей сквозь реализацию конкретного сюжета (игры и сказки), с включением образовательных задач и содержание самой игры, в сюжет которой естественно включаются вопросы, задачи, упражнения и задания.
  • Следующий принцип данной технологии – создание такого рода детской игровой деятельности в следствии, которой развиваются психические процессы ребёнка. Систематическое и градационное усложнение  игр  («по спирали») даёт возможность сохранить в детскую цель и деятельность в зоне оптимальной трудности.
  • Раннее творческое развитие – третий принцип технологии. Игра создаёт условия для проявления творчества, инициирует становление креативных возможностей детей.

Считается, что креативность актуализируется лишь тогда, когда это позволяет среда  и её формирование, как глубинное свойство должно происходить именно под влиянием условий.

А правильно организованная среда, насыщенная  методическими  комплексами  и игровыми модулями технологии  В. Воскобовича  будет  выполнять  главную функцию – стимула, побуждающего ребёнка к активности и самостоятельному решению.

При  создании  развивающей  предметно – пространственной  среды  интегрирующей технологии  В. Воскобовича  предпочтение было отдано принципу многослойности организации центров активности:

  • базовый уровень (традиционное наполнение центра);
  • игровой уровень ( развивающие пособия В.Воскобовича);
  • дополнительный уровень (пособия для детей ОВЗ);
  • творческий уровень ( различные предметы – стимулы, в том числе технические, крепёжные, бросовый материал, коробки, разнообразные изобразительные средства и т.п.)

Практика  использования  игровой  технологии  интеллектуально –творческого развития детей подтверждает, что обучение наиболее продуктивно,  если оно идёт в комплексе практической и игровой деятельности. Когда созданы условия , при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

В результате  активного  использования  развивающих игр В. Воскобовича:

  • произошло совершенствование предметной части среды «Центра познания»;
  • разнообразились формы организации работы с детьми при решении задач образовательной области «Познание»;
  • активно делюсь опытом работы по использованию возможностей игрового материала В. Воскобовича в работе с детьми;
  • сформирован положительный имидж дошкольного учреждения в социуме.

Литература:

  1. Артамонова О.В. «Предметно –пространственная среда: её роль в развитии личности» // Дошкольное воспитание : 1995. №4 с. 37-42
  2. «Интерактивная педагогика в детском саду» под редакцией Н.В. Микляевой.
  3. Крылова Н.М. «Лесенка успеха или три грани научно – методической системы детского сада» СПб.: Образовательные проекты . Агенство образовательного сотрудничества . 2011г.
  4. Нищева Н.В. «Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации» СПб., 2007г.
  5. «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Материалы II – Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 23 ноября 2013 года. г. Хабаровск. Санкт – Петербург  2014г.
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель. МБДОУ "Центр развития ребёнка детский сад №29" г. Орёл
Дата публикации: 30.01.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Туева О. Г. Использование игр В.В.Воскобовича в создании предметно - развивающей среды ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/101751-ispolzovanie-igr-v-v-voskobovicha-v-sozdanii-predmetno-razvivayushchej-sredy-dou (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию