Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

    Сегодня идёт активный поиск новых путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.

1.1. Виды музыкального фольклора.

     Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

     Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Он может проявиться в сочинении считалок с пением, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.

- Календарный фольклор. Произведения, связанные у детей с природой, календарными датами, или произведениями сезонного характера (заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т. д.; заклинания явлениям природы, приговорки птицам, животным);

- Потешный фольклор. Прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми, назначение которых – развеселить сверстников.

- Игровой фольклор. Ведущий в детском творчестве (драматические, спортивные, хороводные игры). Большое место в играх детей занимают «игровые прелюдии» - считалки, или счетки, сосчиталки, гадалки.

     Все произведения детского фольклора по их функциональной роли делятся на три основные группы:

- колыбельные песни, байки;

- произведения, связанные с игровыми действиями;

- произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.

Жанры музыкального фольклора.

1. Колыбельная песня.

     Одно из самых светлых воспоминаний детства это колыбельные, которые пела мама. Колыбельная песня - это один из самых древних распространенных жанров детского фольклора. Древние не зря говорили, что воспитание человека берет свое начало с колыбельной песни. Малыш еще не появился на свет, но уже живет в мире, сотканном из звуков и слов. Наукой доказан тот факт, что, даже находясь в утробе, ребенок слышит звуки, речь, интонации голоса. Поэтому очень важным является то, чтобы женщина в период беременности слушала музыку.

     Если женщина в период вынашивания малыша много поет, то после рождения ребенок скорее, чем остальные дети начнет реагировать на голос мамы, при этом пытаясь издавать различные звуки.

     Некоторые колыбельные песни очень близки к заговорам, возникшие в эпоху одухотворения окружающих предметов и олицетворения отвлеченных понятий:

Спи малюточка, усни,

Угомон тебя возьми…

2. Пестушки. Потешки. Прибаутки.

     В детском музыкальном фольклоре каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.

     Пестушки (от слова «пестовать») – песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. По сути, этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не столько к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая детям массаж – ритмичным поглаживанием, постукиванием).

     Пестушки по своему назначению способствовали развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков, возбуждающих энергию ребенка, бодрят его, веселят.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

     Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым и, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

     Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» - положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.

Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

     В потешках взрослые передают детям свои нравственные и трудовые понятия. «Сорока» отказывает в каше малышу за то, что он:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил…

    А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса».

     Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка - это веселая народная школа для самых маленьких.

     Прибаутки – песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. Содержание прибауток веселое, юмористическое, исполнение речитативное. В них непременно содержится обучающий элемент:

Курочки на улочке: «Кудах-тах-тах»

Гусыньки в луженьке: «Га-га-га».

     Как разновидность прибауток встречаются небылицы – перевертыши – песенки, чей сюжет нарочито изменен«перевернут с ног на голову»:

А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка быка родила, поросеночек яичко снес.

     Как только ребенок становиться способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Этот возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, считалками, дразнилками, скороговорками и пр. Самими же детьми используются такие жанры фольклора, как жеребьевки и считалки, скороговорки.

3. Считалки. Скороговорки.

     Считалки – песни, предшествующие игре, основная функция которых – регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию – необходимо, чтобы на каждого участника игры «приходилась» сильная доля.

Основная жизненная функция считалки – организация детского коллектива в игре.

     Скороговорки – словесные игры для детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорок – логопедическое, то наличие какого – либо музыкального компонента в них второстепенно.

4. Заклички. Приговорки.

     Слово заклички (произошло от слов «заклинать»«закликать») – это маленькие песенки или стихотворные приговорки, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям.

    Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

     Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

ГЛАВА 2. Методика приобщения детей к фольклору

     Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционности, жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью, дающая человеку возможность приобретения опыта целостности бытия.

2.1. Задачи, реализуемые в процессе приобщения

детей дошкольного возраста к истокам народной культуры:

1. Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

3. Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.

4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство, в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.

5. Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.

6. Создать необходимую предметно–развивающую среду.

      Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.

      Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества, так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).

2.2. Педагогические принципы, по которым строится работа по приобщению детей к народной культуре:

- принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.

- принцип природосообразности - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.

- принцип доступности и нарастающей трудности - переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.

- принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.

- принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

- личностно-ориентированный - признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.

2.3. Методы, используемые в работе над развитием

эмоциональной сферы дошкольников

в процессе приобщения к музыкальному фольклору:

     Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.

     Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.

     Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).

     Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями, а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.

     Имитационный метод - когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом.

     Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения.

     Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.

2.4. Приемы, используемые в работе:

- слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;

«живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;

- прохлопывание ритмических рисунков мелодий;

- использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;

- пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;

- пение с инсценированием.

2.5. Методика организации педагогического процесса.

     Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности.

     Знакомство детей с фольклором можно начинать уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) происходит знакомлю детей с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками, которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.

     В среднем возрасте (4 – 5 лет) дети знакомятся с азами народной культурынародным календарём, осваивают малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста уже более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжается обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках.

     Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп возможно проведение тематических занятий, полностью основанных на фольклорном материале.

      Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости у детей, возможно применение современных инновационных технологий. Например, технологию проектной деятельности и информационно-коммуникационную технологию (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.

      Информационно-коммуникационная технология так же позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов, презентаций позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.

     Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:

- наглядный материал;

- музыкально-дидактические игры;

- конспекты занятий;

- сценарии музыкально – фольклорных праздников;

- коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т. д.);

народные костюмы для взрослых и детей;

- фонотека произведений народной музыки.

ГЛАВА 3.Виды музыкальной деятельности:

Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

- пение народных песен;

- слушание народной музыки;

народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

3.1. Пение народных песен.

     Цель: Формирование устойчивого интереса к пению народных песен. Развитие вокально-хоровых навыков, расширение голосового диапазона на материале песенного фольклора.

      Работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.

     Чтобы научить детей чисто интонировать используются простые русские народные детские песенки и прибаутки. На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию. Здесь необходимо чётко разграничивать дыхание по фразам, следить, чтобы дети не брали дыхание в середине слова.

3.2. Слушание народной музыки

     Цель: Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж.

      В данном разделе дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла»«Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.

     При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же в процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.

     Для закрепления знаний народных инструментов можно проводить музыкально-дидактические игры «Определи инструмент по звучанию»«Музыкальное лото»«Убери лишний инструмент»«Собери картинку» («Разрезные картинки»).

3.3. Народная хореография

     Цель: Широко использовать русскую народную музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Развивать на основе народной музыки координацию движений и чувство ритма. Учить передавать в движениях характер музыки.

     Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:

- Быть лёгкой для детей и педагога;

- Быть интересной для них;

- Быть систематической формой обучения;

     Музыка для движения должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

     Сначала нужно учить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, приставной боковой шаг. «ковырялочка»«моталочка»«гармошечка»«припадание»«верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки.

Например, движение «гармошечка» следует сопровождать такой подговорочкой:

«Ты играй, моя гармошка,

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси».

Движение ног «гармошечка» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.

Подговорочка для «ковырялочки»«дроби»:

«Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя

Замечательная».

Подговорочка для полуприсядки, присядки:

«Сяду, встану, сяду, встану

И как мячик подскачу.

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу».

3.4. Музыкально-фольклорные игры

     Цель: Развить индивидуальные качества личности ребенка, способность к творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей.

      Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возрастаНародные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детейНародная игра соединяет песню с движением (в хороводной игре). Действие здесь происходит в ритме, тексте. Ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне, так как песня связана с игрой.

     Народные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развивают сообразительность, быстроту реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей.

     Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.

3.5. Игра на народных музыкальных инструментах

     Цель: увлечь детей народными музыкальными инструментами; формировать навыки игры на народных музыкальных инструментах; продолжать знакомить с многообразием народной музыкальной культурой в практике музицирования; дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на народных инструментах.

     Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель МБОУ Петрово - Дальневская СОШ д/с № 18
Дата публикации: 16.03.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Варганова Е. В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/102977-doklad-na-roditelskom-sobranii-priobshchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury (дата обращения: 24.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию