Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Сегодня идёт активный поиск новых путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.
1.1. Виды музыкального фольклора.
Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.
Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Он может проявиться в сочинении считалок с пением, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.
- Календарный фольклор. Произведения, связанные у детей с природой, календарными датами, или произведениями сезонного характера (заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т. д.; заклинания явлениям природы, приговорки птицам, животным);
- Потешный фольклор. Прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми, назначение которых – развеселить сверстников.
- Игровой фольклор. Ведущий в детском творчестве (драматические, спортивные, хороводные игры). Большое место в играх детей занимают «игровые прелюдии» - считалки, или счетки, сосчиталки, гадалки.
Все произведения детского фольклора по их функциональной роли делятся на три основные группы:
- колыбельные песни, байки;
- произведения, связанные с игровыми действиями;
- произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.
Жанры музыкального фольклора.
1. Колыбельная песня.
Одно из самых светлых воспоминаний детства это колыбельные, которые пела мама. Колыбельная песня - это один из самых древних распространенных жанров детского фольклора. Древние не зря говорили, что воспитание человека берет свое начало с колыбельной песни. Малыш еще не появился на свет, но уже живет в мире, сотканном из звуков и слов. Наукой доказан тот факт, что, даже находясь в утробе, ребенок слышит звуки, речь, интонации голоса. Поэтому очень важным является то, чтобы женщина в период беременности слушала музыку.
Если женщина в период вынашивания малыша много поет, то после рождения ребенок скорее, чем остальные дети начнет реагировать на голос мамы, при этом пытаясь издавать различные звуки.
Некоторые колыбельные песни очень близки к заговорам, возникшие в эпоху одухотворения окружающих предметов и олицетворения отвлеченных понятий:
Спи малюточка, усни,
Угомон тебя возьми…
2. Пестушки. Потешки. Прибаутки.
В детском музыкальном фольклоре каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.
Пестушки (от слова «пестовать») – песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. По сути, этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не столько к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая детям массаж – ритмичным поглаживанием, постукиванием).
Пестушки по своему назначению способствовали развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков, возбуждающих энергию ребенка, бодрят его, веселят.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ, топ!
Глазками хлоп, хлоп!
Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым и, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.
Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» - положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.
Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
В потешках взрослые передают детям свои нравственные и трудовые понятия. «Сорока» отказывает в каше малышу за то, что он:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил…
А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса».
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка - это веселая народная школа для самых маленьких.
Прибаутки – песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. Содержание прибауток веселое, юмористическое, исполнение речитативное. В них непременно содержится обучающий элемент:
Курочки на улочке: «Кудах-тах-тах»
Гусыньки в луженьке: «Га-га-га».
Как разновидность прибауток встречаются небылицы – перевертыши – песенки, чей сюжет нарочито изменен, «перевернут с ног на голову»:
А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка быка родила, поросеночек яичко снес.
Как только ребенок становиться способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Этот возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, считалками, дразнилками, скороговорками и пр. Самими же детьми используются такие жанры фольклора, как жеребьевки и считалки, скороговорки.
3. Считалки. Скороговорки.
Считалки – песни, предшествующие игре, основная функция которых – регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию – необходимо, чтобы на каждого участника игры «приходилась» сильная доля.
Основная жизненная функция считалки – организация детского коллектива в игре.
Скороговорки – словесные игры для детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорок – логопедическое, то наличие какого – либо музыкального компонента в них второстепенно.
4. Заклички. Приговорки.
Слово заклички (произошло от слов «заклинать», «закликать») – это маленькие песенки или стихотворные приговорки, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям.
Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
ГЛАВА 2. Методика приобщения детей к фольклору
Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционности, жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью, дающая человеку возможность приобретения опыта целостности бытия.
2.1. Задачи, реализуемые в процессе приобщения
детей дошкольного возраста к истокам народной культуры:
1. Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
3. Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.
4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство, в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.
5. Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.
6. Создать необходимую предметно–развивающую среду.
Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.
Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества, так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).
2.2. Педагогические принципы, по которым строится работа по приобщению детей к народной культуре:
- принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.
- принцип природосообразности - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.
- принцип доступности и нарастающей трудности - переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.
- принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.
- принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
- личностно-ориентированный - признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.
2.3. Методы, используемые в работе над развитием
эмоциональной сферы дошкольников
в процессе приобщения к музыкальному фольклору:
Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.
Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).
Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями, а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.
Имитационный метод - когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом.
Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения.
Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.
2.4. Приемы, используемые в работе:
- слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;
- «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;
- прохлопывание ритмических рисунков мелодий;
- использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;
- пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;
- пение с инсценированием.
2.5. Методика организации педагогического процесса.
Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности.
Знакомство детей с фольклором можно начинать уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) происходит знакомлю детей с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками, которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.
В среднем возрасте (4 – 5 лет) дети знакомятся с азами народной культуры, народным календарём, осваивают малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста уже более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжается обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках.
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп возможно проведение тематических занятий, полностью основанных на фольклорном материале.
Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости у детей, возможно применение современных инновационных технологий. Например, технологию проектной деятельности и информационно-коммуникационную технологию (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.
Информационно-коммуникационная технология так же позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов, презентаций позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.
Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:
- наглядный материал;
- музыкально-дидактические игры;
- конспекты занятий;
- сценарии музыкально – фольклорных праздников;
- коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т. д.);
- народные костюмы для взрослых и детей;
- фонотека произведений народной музыки.
ГЛАВА 3.Виды музыкальной деятельности:
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
3.1. Пение народных песен.
Цель: Формирование устойчивого интереса к пению народных песен. Развитие вокально-хоровых навыков, расширение голосового диапазона на материале песенного фольклора.
Работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.
Чтобы научить детей чисто интонировать используются простые русские народные детские песенки и прибаутки. На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию. Здесь необходимо чётко разграничивать дыхание по фразам, следить, чтобы дети не брали дыхание в середине слова.
3.2. Слушание народной музыки
Цель: Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж.
В данном разделе дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.
В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.
При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же в процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.
Для закрепления знаний народных инструментов можно проводить музыкально-дидактические игры «Определи инструмент по звучанию», «Музыкальное лото», «Убери лишний инструмент», «Собери картинку» («Разрезные картинки»).
3.3. Народная хореография
Цель: Широко использовать русскую народную музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Развивать на основе народной музыки координацию движений и чувство ритма. Учить передавать в движениях характер музыки.
Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:
- Быть лёгкой для детей и педагога;
- Быть интересной для них;
- Быть систематической формой обучения;
Музыка для движения должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.
Сначала нужно учить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, приставной боковой шаг. «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки.
Например, движение «гармошечка» следует сопровождать такой подговорочкой:
«Ты играй, моя гармошка,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как танцуют на Руси».
Движение ног «гармошечка» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.
Подговорочка для «ковырялочки», «дроби»:
«Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу.
Пляска русская моя
Замечательная».
Подговорочка для полуприсядки, присядки:
«Сяду, встану, сяду, встану
И как мячик подскачу.
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу».
3.4. Музыкально-фольклорные игры
Цель: Развить индивидуальные качества личности ребенка, способность к творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Народная игра соединяет песню с движением (в хороводной игре). Действие здесь происходит в ритме, тексте. Ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне, так как песня связана с игрой.
Народные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развивают сообразительность, быстроту реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей.
Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.
3.5. Игра на народных музыкальных инструментах
Цель: увлечь детей народными музыкальными инструментами; формировать навыки игры на народных музыкальных инструментах; продолжать знакомить с многообразием народной музыкальной культурой в практике музицирования; дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на народных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Варганова Е. В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/102977-doklad-na-roditelskom-sobranii-priobshchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury (дата обращения: 24.11.2024)- Дикие животные весной
- Речь при слепоте и особенности ее формирования
- Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок
- Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций
- Экологическая тропа как средство маленького путешествия в большой мир природы
- Картотека сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе
- Развивалочка