ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Консультация для педагогов
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ»
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий этой деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью. В ходе поиска он уточняет, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Дошкольнику по природе присуще ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему . В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраски объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. Словесно – логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные наглядно – образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволят ему создать модель естественно –научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать и сделать выводы о ценной значимости физических явлений для человека и для себя.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстративные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде группы (например, приобретение опыта с магнитами, различных способов измерения предметов) каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети ( температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, звук ), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.
В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стараясь узнать что-то новое. Они разбивают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы.Но опасность такой “самостоятельности “ заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания вещества, элементарным правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносят в пространственно – предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
В результате опытно-экспериментальной деятельности дети учатся:
- выделять и ставить проблему, которую надо решить;
-предлагать возможные решения;
-проверять эти возможные решения, исходя из данных;
-делать выводы в соответствии с результатами проверки;
-делать обобщения.
Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно- экспериментальная деятельность способно мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для создания детьми причинно- следственных связей, сопровождается проговариванием и выдвижением множества гипотез- догадок, попытки предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на речи, умении выстраивать сложные предложения.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно – развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория), где могут быть выделены отдельные места:
-для приборов;
-для выращивания растений;
-для хранение материалов ( природного, “бросового”);
-для проведения опытов;
-для постоянной выставки, где дети размешают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы ( раковины, камни, кристаллы, перья )
-для неструктурированных материалов ( стол “песок-вода” или емкость для воды, песка, мелких камней ).
Основное оборудование мини – лаборатории
- приборы – “помощники”: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм, микроскопы, лупы, линейки, глобус, фонарик, взбивалки, весы, магниты, термометры, мыл, щетки, губки, пипетки, зеркала, различные весы, бинокли, веревки, отвертки, винтики, болтики, терка, клей, трубочки для коктейля, наждачная бумага, колесики ;
- природный материал: камушки, глина, песок, ракушки, перья птичьи, спил и листья деревьев, мох, желуди, шишки, скорлупа, крупа.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пробки, трубочки для коктейля;
- разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы:пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы( без игл);
-емкости: стаканы разной формы, лопатки, мерки, воронки, сито, формочки, пластиковые баночки, бутылки;
- прочие материалы : воздушные шары, масло, мука, соль, опилки, древесные стружки, измельченный пенопласт.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Особенно интересно детям экспериментировать с водой – разводить, сливать, доливать, выливать. Доказывать есть ли у воды запах, имеет ли форму, все ли можно растворить ,с большим удовольствием сажают лук, пшеницу. Результаты наблюдений заносят в специально разработанный календарь. В процессе проведений исследовательской деятельности развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений. Исследуются и объекты неживой природы : песок, глина, вода и пр. например, предлагаем слепить фигуру из сухого и мокрого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явления.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремится к тому, чтобы дети не только получили новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Литература.
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
3. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005
4. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»
5. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2008
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Колчина А. В. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/103436-konsultatsiya-dlya-pedagogov-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-predstavlenij-ob-okruzhayushchem-mire (дата обращения: 15.11.2024)- Детям о деньгах
- Безопасное лето
- Игры для коррекции зрительного восприятия
- Пластилинография - рисование пластилином
- Установление норм и правил взаимодействия между детьми
- Планирование воспитательно - образовательной работы на апрель
- Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников