Организация и методика проведения сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
С принятием ФГОС ДО, игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями, направить стратегию педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии её педагогического сопровождения.
Рассмотрим этапы развития игры в разные возрастные периоды:
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3 - 4 года | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4 - 5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий (дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию) |
5 – 6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры | Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6 – 7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Таблица 1
Сюжетно-ролевые игры длительные по времени проведения, поэтому при организации жизни детей в возрастных группах нужно учитывать следующие моменты:
- непрерывная образовательная деятельность и вторая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтения соответствующей художественной литературы;
- образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно, их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребенка (от младшего до старшего дошкольного возраста) о деятельности взрослых меняется и содержание игр.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.
Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам (таблица 1).
Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности; роль - средство реализации сюжета.
Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС ДО, является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой игры должна проводиться непрерывная образовательная деятельность, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для успешного проведения игры желательно планировать эпизоды запланированной игры, где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.
В современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт от старших детей младшим (а так же от родителей детям) единственным носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее многогранности. В игре между собой взаимосвязываются все образовательные области.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
- развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
- использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
В руководстве играми следует выделить три этапа:
- подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, отбор игры, места, определение количества участников, создание предметно-игровой среды);
- основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
- участие в игре (совет, напоминание и т.д.).
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
- Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих детей.
- Продумать выбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
- Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
- Следовать тому, чтобы группа детей в игре (по возрасту, развитию речевых навыков) способствовала росту и развитию языка детей с более низким уровнем развития.
- Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
В соответствии с сюжетообразующими функциями сюжетной игры выделяются три типа игрушек:
«Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
«Игрушки-персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Наличие готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно детьми по мере развития игры, а не даваться только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки – самоделки.
Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в прямом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п.
Остановлюсь на основных моментах методики проведения сюжетно-ролевой игры:
- Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
- Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.
- Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
- Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.
- Распределение ролей. При распределении ролей педагог стремится удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
- Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.
- Сохранение игровой ситуации. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса
1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию.
2) Педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3) Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры.
5) Можно организовать коллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива.
- Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предлагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет к ней интерес.
Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Денисова Е. Н. Организация и методика проведения сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/104074-metodicheskaya-razrabotka-organizatsiya-i-metodika-provedeniya-syuzhetno-rolevoj-igry-v-sootvetstvii-s-fgos-do (дата обращения: 24.11.2024)- Елочная игрушка в технике квиллинг
- Структура занятия в рамках системно деятельного подхода
- Цепочка слов
- Карта педагогического мастерства педагога
- Наши добрые дела
- Умелые ручки
- Родительское собрание с элементами игры и тренинга "Я-хороший родитель"
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1862 пользователя.
Отзывы