МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Дошкольный возраст – это сенситивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Только от нас зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении – важная и ответственная задача, для решения которой необходимы программы и технологии, для развития музыкальных способностей каждого ребенка». [2]
Многолетний опыт музыкального воспитания показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями. Надо только не переступать порога свойственного детям игрового метода, стремиться все время держать ребенка в заинтересованном состоянии, будить его воображение всеми доступными вам и ему способами. [1]
Отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти подход к его сердцу. Музыкальное воспитание в детском саду, является составной частью системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. В практику работы коррекционных учреждений этот прием вошел под названием «речь с движением» -логопедическая ритмика. Занятия логоритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения, способствуют решению многих коррекционных задач.
Логоритмические занятия решают следующие задачи: активизацию высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания, увеличение памяти, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие артикуляционного аппарата, формирование двигательных навыков, развитие музыкального звуковысотного тембрового, динамического слуха, развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.3 Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Польза музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в помощи укрепления доверия, взаимопонимания между участниками процесса, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре, музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. [3]
У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у таких детей отсутствуют навыки и умение в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой. Есть одно свойство подражательность, которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. Выполняются различные коррекционные задания. Так в игре «Лошадка», «Синичка» - развиваются певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков. Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка.
При выполнении заданий: «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Узнай и спой» у детей развивается ритмический слух, ладовое чувство, формируется положительный эмоциональный настрой;
- «Громко - тихо», «Громкая и тихая музыка», «Узнай свой инструмент» - развивается динамический слух. [4]
5 Особенностью игры является сопровождение музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения так же решаются задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. C помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.
Основой для совершенства коррекционно – воспитательной работы с детьми является изменение акцентов в деятельности педагога, который должен ориентироваться на формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но и потребности в общении с окружающими людьми, умении вступить в контакт со взрослыми и сверстниками, что составляет необходимые условия для успешного развития ребенка и его социальной адаптации. [3]
Список литературы:
1. Корчаловская Н.В. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. – Москва, Издательство АРКТИ, 2008 – 111с.
2. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры. – Ростов –на-Дону «Феникс», 2010 – 211с.
3. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов –на-Дону «Феникс», 2008 – 143с.
4. Сакулина Т.И. – Практический материал для логоритмических занятий. – Санкт –Петербург, Детство-Пресс, 2015 – 60с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мурзина С. В. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/108513-muzykalnaya-deyatelnost-v-razvitii-detej-s-ovz (дата обращения: 24.11.2024)- Развитие любознательности у детей 5-6 лет
- Педагог в высокотехнологичном обществе
- Сборник игротерапевтических упражнений, направленных на адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации
- Музыка в помощь педагогу и родителям в период адаптации малышей
- Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников
- Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости
- План развлечений в подготовительной группе детского сада