Учим детей танцевать
Учим детей танцевать Цель: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи: 1.Познакомить детей с основами классической хореографии с элементами народных танцев; 2. Развивать танцевальные данные (гибкость, пластику); 3.Формировать музыкальность, артистичность и эмоциональную выразительность; 4. Воспитывать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе;
5. Прививать детям теоретические и практические навыки овладения искусством танца; В настоящее время, обращая внимание на воспитание детей дошкольного возраста, всё чаще стоит вопрос о развитии моторики. Дети большую часть времени заняты играми на мобильном телефоне, хвастаются друзьям новыми приложениями в компьютерных играх, становится заложниками игровых приставок. Все мы знаем, что массу негативных эмоций вызывает призыв родителей сделать зарядку по утрам или удивить гостей танцевальной композицией, поставленной вместе с родителями в домашних условиях. В связи с этим значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Простые детские движения для танца могут стать той зарядкой, которую так трудно делать утром. Но, при этом, дети будут получать массу удовольствия и светится от счастья. Следовательно, с помощью танцев, дети смогут получать радость и развивать свои мышцы, двигая телом. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшают осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке, движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми. Ведь не зря мудрость гласит: «Умение танцевать дает ребёнку величайшую из свобод: выразить всего себя в полной мере таким, какой он есть». Существуют два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантом уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы. Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы. При составлении новых танцев для детей школьного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур – это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность дошкольников, тщательно балансировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно: - следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий; - определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача; - обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами; - в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях. Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов. Чтобы заинтересовать детей танцем, нужно дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать. Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений взрослым. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться, так же красиво танцевать. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным. Взрослый заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры.
Музыкальноесопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность наблюдать за ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения.
У детей младшей группыкоординация движений развита недостаточно. Они двигаются, переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения. Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:
- ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;
- выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);
- поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.
У детей средней группы в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки. Дети средней группы продолжают осваивать: - сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом музыки; - изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального произведения; - проявлять инициативу наблюдательность и самостоятельность; - двигаться легко и свободно двигаться парами; - точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, “выбрасывание ” ног, полуприседания и др. Характерной особенностью детей старшей группыявляется их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и движениями: - двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения; - двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций; - четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального танца; - отмечать сильные доли такта. Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями: - легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др. В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов. Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа. Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его. Народная мудрость гласит «Если вы умеете говорить – вы умеете петь, если вы умеете ходить – вы умеете танцевать». Обучение танцеватьдетей дошкольников с самого раннего возраста средствами движения осуществляется в музыкальных играх, хороводах, танцах, упражнениях, музыкально-ритмических композициях. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально – ритмической деятельности подразумевается, прежде всего, способность ощущать воспитанниками ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Учим детей танцевать // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/111799-uchim-detej-tantsevat (дата обращения: 29.12.2024)- Основные особенности подхода по сбережению здоровья детей, использование инновационных методик по здоровьесбережению дошкольников
- Музыка в жизни ребенка
- Классификация методов и приёмов развития и воспитания
- Психологическая служба в ДОО
- Перспективный план работы по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах
- Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
- Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1485 пользователей.
Отзывы