Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.
Без начальных математических понятий невозможна ориентация человека в повседневной жизни. При этом основа для последующего математического мышления формируется уже в первые годы жизни в конкретных практических ситуациях, где ребенок получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знание о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях, структурах.
Наблюдая за деятельностью воспитанников, я заметила, что, они проявляют слабый интерес к математическим заданиям.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям, а именно:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени причинах и следствиях и др.);
-формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Я задумалась, как же преподнести материал детям, чтобы им было понятно, интересно, доступно, через, что я буду решать эту проблему, и пришла к выводу, что раскрыть заветную дверь в мир детского сознания мне поможет игра, один из самых эффективных способов воздействия на детей. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит.
Даже в Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного Образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
В связи со всем вышесказанным, мною была определена цель и задачи дальнейшей работы.
Цель :формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования игровой технологии в различных видах деятельности.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:
обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;
показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека;
формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;
развивать интеллектуальные, познавательные способности детей, их воображение;
поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;
расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.
Основой стала «игровая технология».
Почему именно она?
Потому что цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровая технология интегративна. Она проходит по пяти направлениям:
речевое развитие,
социально – коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
физическое развитие,
художественно- эстетическое развитие.
Игровая деятельность – универсальна:непосредственную образовательную деятельность,образовательную деятельность в режимные моменты в течение дня,в индивидуальную и самостоятельную деятельность детей.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровая технология помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Функции игровой технологии :
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материал
В своей работе я использую следующие методы.
Словесный метод позволяет вызвать у детей интерес к математическим понятиям, и в кратчайший срок передать детям информацию.
Обычные загадки, пословицы, созданные народной мудростью, способствуют развитию логического мышления ребенка.
Стихи помогают лучше запомнить числа. Через сказки идёт ознакомление, формирование и закрепление элементарных математических представлений.
Наглядный метод даёт более точное представление о предметах, объектах, и позволяет повысить познавательную мотивацию. Для активизации детского внимания использовала приёмы :
показ предметов, игрушек с называнием (это кролик);
наблюдение и рассматривание объектов;
показ образца;
непосредственное восприятие предмета, игрушки;
пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала);
активное действие детей;
приближение объекта к детям;
включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка");
выполнение игровых действий.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
В формировании элементарных математических представлений на мой взгляд ведущим является практический метод.
Достоинство этого метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Все действия детей основаны на практической деятельности.
В данной деятельности с помощью игровой технологии у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
Характернымиособенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений является:
- выполнение разнообразных практических действий;
- широкое использование дидактического материала;
- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:
- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;
- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предполагает организацию игр, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольные, компьютерные (только для индивидуальной работы, создание числового фриза, развивающие игры.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда.
И первое с чего я начала - это создание предметно –пространственной развивающей среды группы. Она формировалась по принципу динамичности, доступности, с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей. Был оформлен уголок, в который входят дидактические игры, наглядный и счётный материал, математическая литература для детей «Цифры и счёт», «Время. Времена года» и др. по развитию элементарных математических представлений. Игротека пополнялась играми изготовленные мною, совместно с детьми, родителями. Составила картотеки «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений», «Весёлый счёт».
Так же, своей задачей считаю, донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Это осуществляю через консультации, родительские собрания, оформление папки – передвижки, памяток, привлечение родителей к пополнению центра «Занимательная математика».
На данный момент я отмечаю, что используемая игровая технология способствовали положительной динамике и заметно облегчила детям овладение элементарными математическими представлениями, повысился интерес к данным видам занятий и мотивация деятельности. Дети успешно участвовали во всероссийских викторинах по математике «Задачи на смекалку» и «Путешествие в страну Математика», где заняли призовые места.
Распахивая перед детьми двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности, умению преодолевать трудности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Костина Е. Ю. Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/116453-razvitie-femp-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-igrovuyu-deyatelnost (дата обращения: 15.11.2024)- Что такое хорошо, что такое плохо
- Финансовая грамотность детей дошкольного возраста
- Волк и козы. Подвижная игра
- Специфика танцевальных занятий с детьми с ОВЗ
- Универсальная ловушка для внимания детей- сказкатерапия как метод взаимодействия и развития внимания у дошкольников
- Краткосрочный проект в подготовительной логопедической группе "Дружные работники детского сада"
- Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6246 пользователей.
Отзывы