Воспитание культуры поведения у дошкольников
– Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня нашу встречу я хотела бы начать словами всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семеновича Макарского: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
В настоящее время у нас есть почти все условия для правильного развития ребенка, чтобы он был развитым и образованным, чтобы ему были присущи самые лучшие человеческие качества.
Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно!
Однако, порой приходится наблюдать в детях черты, вовсе несоответствующие этой мечте.
Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. А иногда бывают откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.
Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.
Понятие «культуры поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями.
Выделяются следующие компоненты культуры поведения дошкольников:
- культурно-гигиенические навыки и привычки;
- культура деятельности;
- культура общения.
Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Овладение культурой еды – нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно. Необходимо объяснять ребенку, что окружающим неприятно смотреть на человека, который неаккуратно принимает пищу.
Культура деятельности проявляются в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности это значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам и книгам.
В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности это естественная тяга к интересным, содержательным увлечениям, а также умение дорожить временем.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.
Основным условием воспитания является личный пример родителей. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь образовательных организаций.
Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в детстве, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Мы сегодня стремимся воспитывать в людях толерантность, т. е. умение принять точку зрения другого человека, признать право других людей на свои взгляды. Но есть и другой аспект: чем терпимее человек к другим людям, тем более глубокой будет его любовь к близким людям, да и к миру вообще. Соблюдение правил этикета, необходимых в общественных местах, позволяет никого не обидеть и чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации. Знакомство с этими правилами происходит в детстве. И оттого, как ребёнок их усвоил, зависит в дальнейшем его уверенность в себе, правильность манер, умение общаться с людьми. Учиться этому надо постепенно, терпеливо, изо дня в день, показывая собственным примером и закрепляя практически.
Желательно объяснить ребёнку, что места, в которых собирается много людей, называются общественными.
(Общественными называют места, в которых собирается много людей, различающихся по возрасту, образованию, взглядам, положению: транспорт, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, библиотеки, столовые, кафе, рестораны, магазины). Необходимо объяснить ребенку, что детский сад и школа – это тоже общественные места. Поэтому здесь особенно важно соблюдать правила поведения, чтобы не задеть интересы другого человека или не поставить его в неудобное положение. Знакомство с такими правилами происходит с первых жизненных шагов. От того как человек усвоил их в детстве, зависят его уверенность в себе, приятность манер, умение общаться с различными людьми в любой ситуации.
Ребенок на улице не всегда может вести себя тихо и спокойно. Ему надо пробежаться, обогнать всех, попрыгать на одной ножке, покричать, съесть что-то вкусненькое, на дорожку выбросить фантик от конфеты. Если мы будем неукоснительно требовать от него выполнения всех правил поведения, то вырастим безынициативного, замученного обязанностями человека. Или, став подростком, он возненавидит все правила, своих близких и станет поступать наперекор им. Чтобы этого не произошло, не мешайте ребенку проявлять свои эмоции, но ненавязчиво приучайте к порядку, заведенному в обществе. Например, можно сказать: "У тебя такой громкий голос, как у настоящего командира. Жаль только, что от твоего крика проснулась и заплакала малышка в коляске".
Разумеется, эти слова не исправят сразу же малыша, однако семена разумного поведения упадут на благодатную почву и обязательно со временем прорастут. Во время прогулки приятно съесть мороженное или булочку. Не лишайте ребенка такого удовольствия. Но объясните, что есть на улице не прилично, потому что окружающим неприятно смотреть на жующего человека, с едой в рот попадают уличная пыль и микробы. Перекусить можно в тихом сквере, усевшись на лавочку.
Как правильно вести себя на улице?
Вы идёте по улице, провожая ребёнка в детский сад. Используйте это время для обучения. Расскажите ему, что всегда можно догадаться, как относятся друг к другу идущие вместе мужчина и женщина. Внимательный и заботливый спутник обычно идёт слева от дамы; его правая рука сильнее и в случае необходимости надёжно поддержит. Иногда он идёт справа: если с этой стороны неудобная или опасная дорога, или у него в правой руке тяжёлая ноша. Шестилетний ребёнок, готовый в любую минуту помочь маме, охотно пойдёт слева от неё, возьмёт её «тяжёлую» ношу, подаст руку, чтобы мама могла на неё опереться. Нельзя забывать, что дети на улице внимательно наблюдают, как себя ведут взрослые. Приветствуют ли друг при встрече и как, проявляются ли уважение к окружающим, и в том числе к детям, бывают ли терпимыми к шумным детским играм?
Как правильно вести себя в общественном транспорте?
Вы замечали, как сложно ехать в транспорте, в котором оказалась большая группа школьников? Раньше каждый из них ездил со своими родными, которые следили за поведением своего ребёнка, теперь дети едут большой группой, громко разговаривают, смеются, весело перекликаются, толкают друг друга, пытаются «захватить» свободные места. В этой ситуации сразу проявляется уровень воспитанности детей, забываются все правила поведения, если они не закреплены в детском сознании. Поэтому во время поездки в автобусе, рассказывайте ребенку о правилах поведения, закрепляйте их своим собственным примером.
Как правильно вести себя в магазине?
Дети ходят в магазин не только для покупок, сколько для расширения знаний о современном мире. Старший дошкольник прекрасно знает, как подготовиться к походу в магазин, что следует взять с собой, где покупать продукты, овощи, вещи, как общаться с продавцами и другими покупателями. Он способен помочь в выборе отдельных товаров, постоять в очереди, понести «тяжёлую» сумку, сосчитать деньги. Он готов к самостоятельным посещениям магазина.
Правила поведения в магазине сводятся к следующему.
- К походу в магазин надо подготовиться. Одежда должна быть чистой и красивой, потому что внешний вид человека говорит об уважении к окружающим.
- У входа сначала пропускают тех, кто выходит. Покупатели здороваются с продавцами. Говорить с продавцом и кассиром желательно коротко, не отвлекая от дела, и, конечно, вежливо, не забывая такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста».
- Если у кассы стоит много покупателей, необходимо занять очередь.
Чтобы сохранить жизнь и здоровье ребенка, ему необходимо внушить разумность правил дорожного движения. Некоторые родители совершают серьезную ошибку, перебегая вместе с ребенком через проезжую часть, по которой мчатся машины: сколько бы они не говорили о правилах поведения на дороге, их личный пример нарушения этих правил сильнее слов.
Воспитание именно в семье – это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение – это лишь дополнительная шлифовка, не более.
Рекомендации родителям
1. Учите ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
2. Придерживайтесь постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
3. Не отменяйте установленные требования и распоряжения без крайней на то необходимости.
4. И напротив, не нужно постоянно командовать детьми и слишком часто давать поручения. На то он и ребёнок, чтобы иногда пошалить и наслаждаться прекрасной порой – детством.
5. Обязательно рассказывайте ребенку, что плохое поведение абсолютно неприемлемо.
6. Учите нести ответственность за свои поступки. Пусть ребёнок за что-нибудь отвечает в садике и дома.
7. Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
8. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
9. Никогда не позволяйте себе оскорблять ребенка, не разряжайте на нем свое плохое настроение. Сохраняйте спокойный эмоциональный тон.
10. Хвалите позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
11. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми. Угрозы наказанием должны быть реальными.
12. Не стремитесь угодить (т.к. можете попасть под влияние) и не позволяйте манипулировать собой.
13. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не позволяйте себе то, что запрещено делать ребёнку.
14. Четко ориентируйте ребенка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
Уважаемые родители, помните: нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не всегда может. Поэтому помогайте ему в этом!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Селезнева Т. И. Воспитание культуры поведения у дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/118287-konsultatsiya-dlya-roditelej-vospitanie-kultury-povedeniya-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)- Мастер-класс по изготовлению нестандартного физического оборудования для дошкольников
- Комплекс гимнастик в старшей группе на август
- Спортивная форма для занятий физической культурой
- Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей группе
- Система работы по внедрению проблемно-поискового метода с целью повышения уровня связной речи воспитанников в процессе освоения образовательных областей
- Театрально-игровая деятельность дошкольников
- Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 11927 пользователей.
Отзывы