Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации
Цель: создание условий для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами драматизации.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к различным видам театра, к театральной культуре.
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, жестов, движений и интонации.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Воспитывать личностные качества у детей:
эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека; умение передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия); самостоятельность, творческую инициативу;
эмоционально-положительное отношение к сотрудничеству с детьми и взрослыми, к собственной деятельности.
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, детей и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какая образовательная деятельность — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически на любом занятие!
Одной из составляющих функциональной грамотности является театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, своими сверстниками способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Фундаментом для благоприятного развития творческих способностей ребенка в театрализации является предметно – развивающая среда. Слайд 5
Как часто, в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные курсы и пр. Но нужно ли все это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единого мнения о вреде новомодных гаджетов, пока не существует, зато польза многих традиционных игр известна давно. К таким играм относится и драматизация.
Драматизация - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения, превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры дети никогда не играют молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение для формирования функциональной грамотности ребенка.
Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников на занятиях рекомендую осуществлять через использование разнообразных видов драматизации (театрализованных игр). Слайд 6
Рассмотрим некоторые виды театров, которые можно использовать при драматизации.
1.Игрушки из конусов. С помощью циркуля, трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверюшку, птичку, человечка, приклеив к нему соответствующие детали. Слайд 7
2.Настольный театр мягких игрушек: В этом театре использую самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Одновременно с подбором игрушек проходит работа над текстом. Слайд 8
3.Театр ложек. Берутся большие деревянные ложки. Они разрисовываются либо персонажи, вырезанные из бумаги, наклеиваются на тыльную сторону ложек. Затем кукол дополняют одеждой. Слайд 8
4. Театр из коробок. Сделать такие игрушки не трудно. Нужно научить ребенка отбирать коробки разной формы и размера, склеивать друг с другом, обклеивать кусочками бумаги, ткани и оформлять вырезанными элементами. Слайд 9
5.Куклы из варежек, перчаток. Старые варежки и перчатки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Головки можно нарисовать или сшить и прикрепить на варежку или на средний палец перчатки. Такие куклы могут ходить и плясать. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка – туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. Слайд 9
Пальчиковый театр. Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из бумаги. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые одевают на пальцы. Можно предложить детям нарисовать фигурки или только головки зверюшек и человечков и приклеить их к картонным колечкам, они то и надеваются на пальцы. Персонажи для театра можно изготовить из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев.
6.Театр на фланелеграфе. Дети могут нарисовать на тонком картоне фигурки, затем вырезать их, на оборотной стороне наклеить кусочки фланели. Экран обтягивается плотно куском фланели. В дальнейшем изготавливают фигурки для настольного театра. Игрушки выполняются из различных материалов: бумаги, картона, поролона, коробок проволоки, природного материала и др. Слайд 10
7.Теневой театр. Вырезаются из бумаги силуэты животных, людей, желательно с двигающимися головками, конечностями, хвостами. В деталях делаются проколы, вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали. Вырезаются глазки, другие детали. Затем покрывают черной краской, добавив клей или клейстера. Для показа теневого театра нужен экран, который делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки). Экран натягивается на рамку из фанеры или картона и устанавливается как обычная ширма. Экран должен быть хорошо освещен, поэтому сзади него устанавливают источник света. Слайд 10
8. Куклы – марионетки. Куклы на ниточках. Марионетки сложны по своей конструкции. Кукловод управляет ими, на фоне которого разыгрывается спектакль. В руках актёр держит вагу - специальное приспособление для управления марионеткой. Такой вид драматизации подходит как правило для обобщающих уроков литературного чтения, так как требуется предварительная подготовка (во внеурочное время!!!). Слайд 11
9. Большие куклы (живой руки). Куклы больших размеров (по высоте ребенка могут быть и плоскими и объемными из разных материалов (поролона). Детям показывают уже готовую куклу, объясняют принцип ее действия. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, затем ленточки на поясе за спиной (как фартук). Эти ленточки прикреплены у пояса куклы. Руки и ноги куклы ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к ногам и рукам куклы. Слайд 12
10. Куклы – люди. Голова, руки, ноги, обувь делаются из поролона и расписываются. Ребенок надевает на себя эти части и играет роль персонажа. Слайд 13
11. Игры – драматизации с куклами би-ба-бо Слайд 14
Куклы – петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода. На перчатку надевается костюм. Ноги у куклы бывают не всегда.
Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что–то, брать кого–либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они, скорее всего тоже захотят научиться сами водить их.
12. Театр масок, из воздушных шаров, театр на дисках, из чулок, театр народных кукол и др. Слайд 15-16
Участвуя в играх–драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнения, так как оно не опирается ни на какой образец, а только на самого себя.
Работая с детьми в этом направлении, мы организовали театральную студию (кружок) по театрализованной деятельности, который проводится 1 раз в неделю. Работа кружка ведется в системе и поэтапно, в соответствии с планированием и возрастом детей.
Продолжительность занятий в старших группах составляет 25-30 минут. Эти занятия проводятся во вторую половину дня. В каждой группе оборудованы театральные зоны с различными видами театров, декораций, с познавательной информацией, где дети узнают о том, что делают в театре зрители, кто участвует в спектакле, кто распределяет роли между артистами, кто отвечает за театральные костюмы и т.д. Вся работа выстроена поэтапно: Слайд 17
- Знакомство с театром, с историей театра, театральными профессиями, жанрами, с различными видами кукольных театров.
- Развитие средств образной выразительности.
- Отбор произведений , обсуждение персонажей. Заучивание слов.
- Отработка ролевых диалогов с включением музыкального сопровождения . (Обратить внимание на выразительность речи, интонации и силе голоса).
- Работа с детьми с театральными куклами (Речь – движение)
- Самостоятельная деятельность детей в играх-драматизациях.
Игры - драматизации можно использовать во всех образовательных областях, главное учесть, что речь педагога в повседневном общении служат первыми образцами для подражания.
Таким образом, ценность использования игр- драматизации в педагогическом процессе определяется следующими причинами:
- драматизация оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением. Происходит это потому, что данный прием помогает достичь наиболее зримого представления того, что является содержанием произведения, развивает воссоздающее воображение детей, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы..
- использование приема драматизации является важным средством эстетического воспитания и развития, так как драматизация - один из видов художественного творчества;
- драматизация помогает детям отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять поступки, характеры героев. Существенно, что, участвуя в инсценировках, дети приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и опыт поведения. Тот факт, что драматизация - это практика чувств, перевод их в действия, определяет характерную воспитательную особенность приема. Привлекая детей к такого рода деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических, а сочетание слова и дела лежит в основе формирования активной жизненной позиции;
-Драматизация влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценировок лучших образцов детской литературы и создания на занятиях естественной ситуации общения;
- драматизация заостряет и углубляет понимание литературного образца, конкретизирует и оживляет исторические события и явления. Любая мысль гораздо глубже будет усвоена ребенком, если она не только произнесена воспитателем, но и показана в конкретном, ярком художественном образе;
- в процессе последействия все те впечатления, которые оставила драматизация, вызывают у детей совершенно естественное желание поделиться своими чувствами с педагогом, родителями. То новое, что заронило в их душу и сознание инсценировки, зачастую выходит за пределы детского сада и семьи – отсюда новые мысли, поиски таких слов для их выражения, которые должны нам более точно передать окружающим всё, что начало волновать ребенка в результате драматизации.
Развитие театрализованной деятельности - длительная работа, которая требует непосредственного участия родителей. Родители оказывают помощь в создании развивающей среды: изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций, участвуют в театральных представлениях, праздниках, развлечениях, конкурсах. Тесное взаимодействие с родителями обеспечивает воспитание творчески активного, любознательного, инициативного ребёнка.
Яркими мероприятиями за последние годы стали:
- ежегодное участие в районном конкурсе «Петрушкины забавы», с показом сказок: «Сказка про Дуню – Ленивицу» «Вышли сказки погулять», занявшие призовые места. «Театральная весна» с показом сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» -диплом лауреата.
- для детей младших групп показали сказку «У солнышка в гостях»;
-открытый показ спектакля в старшей группе «Золушка» для родителей и педагогов;
-новогодний праздник «Белоснежка и семь гномов»;
- на РМО для воспитателей показали мюзикл «Летучий корабль»;жзэд
- ежегодное участие в районном конкурсе «Дорога без опасности»;
- Постановка театральной постановки «Вирус-коронавирус»; «Спор овощей»
Таким образом, систематическая работа по использованию игры-драматизации на занятиях и в совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, является одним из эффективных приемов формирования функциональной грамотности дошкольников.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Первухина Л. В. Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/118792-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-starshikh-doshkolnikov-cherez-ispolzovanie-raznoobraznykh-vidov-dramatizatsmm (дата обращения: 15.11.2024)- Работа с детьми с ОВЗ
- Физкультура для мальчиков и девочек
- Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми с ментальными нарушениями
- Морские обитатели для детей дошкольного возраста
- Волшебный песок
- Логическая цепочка
- Цветик - семицветик
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1312 пользователей.
Отзывы