Проектный метод в ДОУ
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. На сегодняшний день метод проектов получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь хотелось бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
В нашей группе мы начали работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами. Для начала провели анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители-лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители-критические наблюдатели.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ведётся по нескольким направлениям:
Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:
- разработаны памятки для родителей
Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»
Этапы составления детских проектов:
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:
- подумать
- спросить у другого человека
- прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
- сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
- посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
- понаблюдать
- провести эксперимент
- получить информацию в Интернете
- позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.
4. Подготовка проекта
5. Защита проекта
Памятка №2
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.
Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.
Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»:
- папа – милиционер;
- бабушка – учитель;
- мама – врач и другие.
Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим, мы привлекали родителей к проведению занятий, на которых они рассказывали детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно было подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети смогли ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.
Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:
- «По страницам «Красной книги»;
- «Транспорт в нашей жизни»;
- «Создание книжек-малышек»;
- «Покормите птиц зимой!» и другие.
Проект «Транспорт в нашей жизни» организовали после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям было предложено показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:
- к бабушке и дедушке;
- на дачу;
- к другу;
- в другую страну.
После выполнения заданий по проекту, каждый ребёнок должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2-3 предложения по теме проекта. Обычная тема транспорта перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – о транспорте поговорить и иллюстрации рассмотреть и совсем другое – рассказать, как интересно лететь в другую страну. Как весело вместе с папой и мамой ехать в гости к бабушке на поезде, прокатиться по родному городу на автобусе или трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чем-то и вовсе впервые узнать.
Новый год, пожалуй, самый любимый детский праздник, окутанный сказкой. И передо мной и детьми встала задача: « Как можно нарядно и необычно украсить группу к празднику».Выявилась проблема, так как дети самостоятельно ещё не могут украшать группу. И вот для реализации этой проблемы в нашей группе мы решили подключить всех родителей группы. Мною и моими коллегами по группе был разработан творческий проект по украшению группы к Новому году. Цель проекта: привлечь каждого родителя в активный творческий процесс.
На первом подготовительном этапе была проведена работа с родителями, им нужно было подобрать материал о том, как можно украсить группу, ёлку, собрать иллюстрации по теме « Зима». С детьми мы посетили краеведческий музей, где посмотрели экспозицию о новогодних игрушках. Был объявлен конкурс на самую резную снежинку среди родителей. Музыкальным руководителем был написан сценарий новогоднего утренника. Мы с детьми наметили план действий по оформлению группы: проводились беседы, просматривались иллюстрации по теме « Зима», « Новый год», играли в игры. Вместе с детьми сочинили и написали письмо Деду Морозу..Провела с детьми занятие: по изодеятельности "Кружевные снежинки", «Добрый дедушка Мороз"» с элементами аппликации на котором вместе с детьми выполняла аппликацию бывший сотрудник детского сада Абрамова А.М., по развитию речи на темы: «В гости к ёлочке», «Путешествие со снеговиком». Творческие работы детей послужили материалом для выставки в родительском уголке.
В ходе проведения акции "Покормите птиц зимой"был осуществлён проект "Птицы рядом с нами". Работу над проектом «Зимующие птицы» мы начали в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с воспитанниками отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Мы сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений занесло снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили- птицам надо помогать. Для того чтобы успешно реализовать проект мы подобрали иллюстративный и дидактический материал по теме Оформили уголок «Зимующие птицы».
Во время 2-го-основного этапа проекта мы побывали на экскурсии в
в краеведческом музее и в гимназии №1
Для родителей были оформлены рекомендации, домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы». Изготовлены буклеты, памятки: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как подкармливать птиц». Листовки – акции: «Помоги зимующим птицам»; «Покормите птиц зимой»; «Правила подкормки птиц». Объявили конкурс фоторепортаж «На моей кормушке» (фото, рассказывающее о подкормке птиц на кормушке). Дети вместе с родителями смастерили кормушки из фанеры, дерева, пластика. Каждый ребёнок стремился внести свою лепту в общее дело. В итоге кормушки удались на славу. Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Чей домик», «Какой домик выберет птичка», «Разрезные картинки», «Сколько птиц на кормушке», «Дорисуй птицу». В играх воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили «меню для птиц».
Рисовали в нетрадиционной технике "Птичек-синичек", и делали панно«Снегири» в технике пластилинография.
В ходе проведения заключительного этапа проекта был проведён спортивный праздник Спасите птичек", а также воспитанница Лиза Ковешникова и Вера Волкова выступили и победили в районном конкурсе "Записки натуралиста" на станции юных натуралистов.
В ходе реализации проекта "Лук-зелёный друг"родители были активно вовлечены в подготовку проекта.
Задание родителям:
1. Для проведения проекта принести контейнеры, пластиковые стаканчики, землю, луковицы для посадки;
2. Подобрать рецепты блюд с луком.
1 ЭТАП – подготовительный.
В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. В пластиковые стаканчики с водой и ящички с землёй каждый ребенок посадил луковицу.
2 ЭТАП – исследовательский.
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. Проводились беседы о пользе лука, дидактические игры, чтение произведений.
3 ЭТАП - заключительный
1. Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Оформили выставку рисунков — «Вот какой у нас лучок!».
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей .Недавно в нашей группе был организован новый проект "Моя семья", над которым мы сейчас активно работаем.
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Реализация проектной деятельности проходила через все виды деятельности: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, игровую.
Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Тюрина Н. Н. Проектный метод в ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/121113-proektnyj-metod-v-dou (дата обращения: 15.11.2024)- Работа с родителями в ДОУ
- РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Детские страхи, как с ними бороться
- Что такое дружба
- Восприятие патриотической песни детьми дошкольного возраста
- Первая помощь при обморожениях
- Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя