ДВИЖЕНИЕ - ЗДОРОВЬЕ, ДВИЖЕНИЕ - РАДОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ – РАЗВИТИЕ
Двигательная активность –необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению. Физиологами доказано, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.
Словосочетание ― формирование здорового образа жизни заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах образовательной работы педагогов, всех элементов образовательной структуры. Ж.Ж. Руссо утверждал: «Чтобы сделать ребѐнка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Известный русский физиолог Н.Е. Введенский писал: «Бесплановость, беспорядочность жизни быстро утомляют нервную систему, ведут к изнашиванию организма» [3, с.15].
Одно из главных из главных условий воспитания здорового ребёнка-рациональный гигиенический режим, насыщенный оздоровительными занятиями: физкультурой, играми на свежем воздухе, спортом. Основу двигательного режима составляет самостоятельная двигательная деятельность, которая должна занять свое четкое место в общем режиме дня: утренний причём - 15-20 минут, после завтрака - 5-10 минут, после сна - 15-20 минут, на прогулках - 80-90 минут. Физиологами доказано, что двигательная активность влияет на физиологические функции организма.
Активный ребёнок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ, совершенствуется нервная система. Движение-обязательный компонент любого вида деятельности дошкольников, в том числе и игры.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация. При правильном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. В.А. Сухомлинский утверждал: «Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействий на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание» [2, с.7].
Известно, что малыши большие непоседы, бежать им гораздо проще, чем ходить, и труднее всего усидеть на месте. Игра позволяет детям бегать, прыгать. Удовольствие от движений возвращает ребёнку жизнерадостность и приводит в прекрасное расположение духа. Н.К. Крупская говорила: «Маленькие дети не спрашивают зачем нужно играть в ту или иную игру, они играют как птица поте». Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны. Их можно разделить на две большие группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры-высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, продолжительностью, оборудованием. Подвижные игры делятся на сюжетные (игры-забавы) и несюжетные (игры-эстафеты, игры-перебежки, игры со спортивными элементами) [4, с.107].
Работая с детьми младшего возраста особое внимание уделяем сюжетным подвижным играм. Детям очень нравятся такие игры как «Зайка серый умывается», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Гуси-лебеди» и многие другие. При проведении подвижных игр соблюдаем требования, разработанные основателем методики подвижных игр А.Ф. Лесгафт: обязательность установления перед игрой конкретной цели; соответствие игр силам и способностям детей; обеспечение положительного, эмоционального воздействия игры на детей; систематичность и последовательность проведения игр; побуждение детей к проявлению активности и самостоятельности.
Руководя играми детей, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возраст, степень их двигательной активности, уровень двигательных умений. Как чрезмерно подвижным, так и малоактивным детям необходима помощь с соответствующей организацией подвижных игр со стороны взрослых. Важно не только выбрать игру для малышей, но и создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям.
Педагог, не умеющий «заражать» своими эмоциями детей, не сможет вызвать их эмоциональной активности, даже пользуясь специальными приёмами. Поэтому так важно помнить, что умение педагога передать свое отношение к содержанию знаний является необходимым условием влияния на эмоциональную сферу ребёнка, а специальные методы и приёмы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.
Перед началом игры используем заклички: «Эй малышки-малыши дружно все ко мне вставайте», «Эй малышки-малыши поиграем от души, подходите все сюда начинается игра», а также сюрпризный момент, стимулирование. Выбор водящего – это может быть выбор лучшего. Например: «Маша первая услышала закличку и прибежала» или «У Сережи сегодня день рождения, давайте он будет котом». Водящий может быть выбран по желанию детей, считалкой, волшебной стрелкой или юлой, в более старшем возрасте: жребием, катанием (ставим пальчики, кто последний тот и водящий). Важным моментом руководства подвижной игрой в младших группах является участие воспитателя в игре, который выполняет главную роль сам. Воспитатель называет игру, распределяет роли, по необходимости раздает атрибуты (маски, флажки, шапочки), размещает детей на площадке и начинает игровые действия. Объяснение игры ведёт поэтапно в ходе игровых действий. Итогом игры обязательно является похвала. А.С. Макаренко считал, что без игры трудно создать настоящий, весёлый, бодрый детский коллектив. В играх (спортивных, подвижных) он видел развитое чувство взаимной помощи, дружбы. Во время подвижных игр ребёнку самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительность [5, с.47].
Подводя итоги, можно сказать о том, что крайне важно помнить, что ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. При проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста, нужно помнить про физиологические особенности.
Нельзя забывать утверждение П.Ф. Лесгафт: «Игра есть упражнение, с которого ребёнок готовится к жизни. Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать свое поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.
В физическом воспитании детей подвижным играм принадлежит самое почётное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательность, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия. Подвижные игры делают ребёнка сильнее не только физически, но и духовно, придают уверенность в себе. При рациональном использовании игра становиться эффективным методом физического воспитания. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых» [4, с.106].
Список литературы:
1.Доронова Т.Н., Гербова В.В. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. Радуга-Москва «Просвещение» 1993,-64- 65с.
2. Литвинова М.Ф., Физкультурные занятия с детьми раннего возраста. Практическое пособие.Москва.2005,-6-7с.
3. Пономарѐв С.А. , Растите малышей здоровыми. Москва «Советский спорт» 1989,-15-16с.
4. Шайденко Н.А., Житейская энциклопедия,-Тула.ПФ «Перспектива»,1994.- 105-107с. 5. Лайзане С.Я., Физическая культура для малышей,-Москва «Просвещение»,1987.-44-49с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Иванова И. М. ДВИЖЕНИЕ - ЗДОРОВЬЕ, ДВИЖЕНИЕ - РАДОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ – РАЗВИТИЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/121967-statya-dvizhenie-zdorove-dvizhenie-radost-dvizhenie-razvitie (дата обращения: 15.11.2024)- Возрастные психофизические особенности детей 3-4 лет
- Подружись с карандашом
- Влияние русской песни на духовное развитие ребёнка
- Нейродинамическая ритмопластика
- Классическая музыка с ранних лет
- Артикуляционная гимнастика в сказках
- Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2110 пользователей.
Отзывы