Использование русского народного фольклора в работе по социальной реабилитации детей в условиях детского сада
Современное общество захлестнула погоня за материальными благами. Приобретая материальное, люди зачастую теряют сокровенное, духовное. Утратились чувства любви, сострадания, радости. Апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь!». Но в наше время осуществляется гигантская подмена. Радость часто подменена удовольствием.
Радость – это дарение себя в творчестве, в добрых делах, при условии большой душевной любви.
Дети с ограниченными возможностями здоровья наравне со всеми одарены особыми уникальными задатками. В деле воспитания нужно акцентировать внимание на раскрытие потенциальных творческих возможностей, создать благоприятную среду для развития внутреннего мира ребенка, что позволит снять внутреннее психическое напряжение и почувствовать себя счастливым. Благодаря этому для особого ребенка открывается окно в жизнь.
Такие дети остро нуждаются в социально педагогической реабилитации, которая предполагает, с одной стороны, восстановление и развитие личности ребенка с опорой на его реабилитационные возможности, с другой стороны, использование оздоровительных воздействий природы, психотерапевтического потенциала русского фольклора и социально инициативной деятельности здоровых сверстников.
Русский народный фольклор обладает огромными социально педагогическими возможностями, который может и должен быть использован в социальной реабилитации.
Фольклор вместе с семейными традициями, патриотическими и историко-культурными ценностями составляет духовную основу современного социального воспитания личности.
Сознание того, что наши предки долгое время по крупицам собирали наиболее ценные способы воспитания и ориентировались на общечеловеческие идеалы, закрепляя свой опыт в фольклоре, позволяет предположить существование в народных традициях важнейших социально-педагогических механизмов.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает бытовой уклад, знание жизни, природы.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора: потешки, заклички, прибаутки, сказки, песенки, пестушки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселят, радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народным детским фольклором расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Фольклор с успехом можно применять в любых жизненных ситуациях: приёме пищи, умывании, причёсывании, занимаясь физкультурой, во время прогулки и, конечно, во время игры.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша находящимся на реабилитации в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешки, пестушки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с ребенком. Если они правильно подобраны, то помогают погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Перебирая пальчики малыша, можно приговаривать:
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот – наш малыш,
А зовут его Денис!
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки. Например, зайка, скачущий по комнате под слова народной детской песенки!
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай – ка.
Ритмичный текст песенки побуждает ребят к движению, создавая радостное настроение.
Каждый из нас знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у детей отрицательное настроение. И вот, для того, чтобы дети с желанием умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, также используется народный фольклор.
Во время умывания:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ритмичные слова вызывут у детей радость, они с удовольствием подставят руки под струю воды.
Потешки, пестушки, прибаутки способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему желательно, чтобы они звучали в течении всего дня, настраивали их на мажорный лад. Помогут они и в процессе кормления:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую!
Дети с ОВЗ очень привязаны к своим близким, и чтобы они не испытывали чувства тревоги, тоски по дому, по маме во время укладывания в кроватки можно ласково, убаюкивающе спеть:
Баю – баюшки – баю,
Я вам всем покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
-“Спите детки”, – говорит.
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навык, необходимые для одевания, проговариваем слова прибауток:
Вот они – сапожки,
Этот – с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.
Шапочка – боброва,
Таня – черноброва.
Ещё с давних пор заметили, что воздействие на ладони и пальцы улучшает речь, память и работу внутренних органов.
Доказано, что на ладони расположены биологические точки воздействия на внутренние органы. Массируя и сжимая ладонь и пальчики, мы улучшаем их работу. Такие манипуляции активируют речевые навыки. Речь у детей с ограниченными возможностями формируется с большим запозданием, как правило, такие дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить. Недоразвитие функции речи компенсируется мимикой, жестами. Жесты способствуют развитию мелкой моторики. Путём тренировки движений пальцев рук стимулируется речевое развитие.
Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка. Игры дают почувствовать ребёнку свои пальцы, ладони. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Важно, чтобы пальчиковые игры сопровождались стихами. Стихи привлекают внимание, развивается воображение, эмоции. Очень важно, когда в играх для пальчиков используется фольклорный материал. Суть фольклорных текстов – действия, которые во время игры комментируются движениями пальцев, ладоней, кистей рук.
Пальчиковые игры положительно влияют на динамику развития и повышают настроение.
Рассмотрим для примера несколько пальчиковых игр:
Начинаем медленно декламировать строчки стихотворения, перебирая поочерёдно каждый пальчик, начиная с мизинчика.
Этот пальчик в лес пошёл (массируем мизинец)
Этот пальчик гриб нашёл (следующий безымянный)
Этот пальчик занял место (средний)
Этот пальчик ляжет тесно (указательный)
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел!
Большому пальчику уделяем особое внимание, активно массируя его.
Следующая игра, называется «замок».
Складываем руки в замок, соединяя пальчики. Энергично раскачиваем замок и читаем стишок.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (при этом ритмично стучим ладошкой об ладонь, не разжимая рук)
Покрутили, (не разжимая, крутим основания ладошек в разные стороны)
Потянули (медленно тянем ручки в стороны, не разжимая пальчики)
И открыли! (аккуратно разжимаем и растопыриваем пальчики в разные
стороны)
Последнюю фразу произносим медленно и даём возможность ребёнку показать, насколько широко он умеет раскрывать замок.
Пальчиковая гимнастика – отличная возможность, играя, способствовать развитию ребёнка.
Немаловажную роль в успешной педагогической реабилитации детей играет русская народная сказка. Она является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Сказки носят цикличный характер – многократное повторение сюжета. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Основной критерий – положительные эмоции. Сказки позволяют проводить сказочные занятия с детьми, у которых ограниченный уровень речевого и интеллектуального развития. Тексты сказок просты, но их можно ещё более упростить. Опираясь на речевые возможности ребенка, названия животных можно заменить на звукоподражание: не «курица», а «ко-ко-ко»; не «собака», а «гав - гав» и т. д.
Основой сказки является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать её содержание.
Сказка должна быть зримой, наглядной. Потешка, сказка или песенка произведут на детей большее впечатление, если в руках взрослого появится игрушка. Сконцентрировав своё внимание на яркой запоминающейся игрушке, дети быстрее запомнят предложенное произведение. Поэтому хорошо включать в общение с детьми простейшие театрально-игровые действия с игрушками, например, такие, как кукольный театр (пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек, театр резиновой игрушки и др.)
Прежде чем показать детям какую-либо сказку, нужно провести этюды с куклами, т. е. познакомить детей с каждым героем поочерёдно: показать куклу, назвать её, предложить детям потрогать её, рассмотреть вместе с ними все её части. Например, где у неё глазки, носик, ротик и. т. д. Затем нужно прочитать детям потешку, спеть песенку о данном персонаже.
Сам спектакль должен сопровождаться песенками героев и народными мелодиями.
Развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности способствует формированию познавательных функций – речи, предметному восприятию, памяти, воображению.
Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ограниченными возможностями.
Единение с народными корнями, с истоками своего народа ведёт к эмоциональной активизации личности таких детей, развитию коммуникативных навыков, самореализации творческих способностей. Скрытые возможности народной культуры: сам тип фольклорной коммуникации с его эмоциональными особенностями позволяют использовать элементы фольклора в работе по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях детского сада.
Душа ребенка раскрывается навстречу Надежде, Вере и Любви. Чтобы научить детей любви, мы должны сами любить их по-настоящему. Единственный способ возродить человека, дать ему возможность раскрыть свои потенциальные возможности – это любить его. Любить не за добродетели, любить, несмотря на то, что он несовершенен, любить просто потому, что он человек, который так велик и прекрасен сам по себе.
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями очень трудная и ответственная задача. Найти пути к ее решению можно лишь при условии гармонии отношений между всеми членами семьи и создании благоприятной социальной среды для детей и родителей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гурьянова Н. Г. Использование русского народного фольклора в работе по социальной реабилитации детей в условиях детского сада // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/124751-ispolzovanie-russkogo-narodnogo-folklora-v-rabote-po-sotsialnoj-reabilitatsii-detej-v-usloviyakh-detskogo-sada (дата обращения: 21.11.2024)- Использование портфолио в подготовительной группе
- Художественно-эстетическое развитие детей 6-7 лет
- Театральная деятельность дошкольника как фактор его психологического здоровья
- В гостях у сказки
- Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
- ВЫРАСТИМ ЗДОРОВОГО МАЛЫША
- Особенность логопедической работы при дизартрии
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3060 пользователей.
Отзывы